DataLife Engine / Важнейшее из искусств

Важнейшее из искусств

Жестяная, помятая в многочисленных переездах, коробка с киноплёнкой вызывает у меня множество воспоминаний и ассоциаций – с ней связано много интересных и счастливых моментов в детстве. 
В то далёкое время наша большая семья – родители и нас - четыре брата жили в посёлке строителей Молодёжный в Петропавловске, в Казахстане. Посёлок был новенький, его жители строили масштабные военные секретные заводы. Как и везде в советское время, кроме жилых домов и просторных бараков, были предусмотрены все удобства – школа, детский сад, магазины, отделение милиции, баня и, конечно, клуб. 
Для того времени это было довольно просторное здание с залом, большим фойе и нескольких комнаток для самодеятельности. Был хор из энтузиастов пения, танцевальный ансамбль. Но главным развлечением было кино. Билеты на сеанс стоили недорого: для детей – 10 копеек, для взрослых – 40-50. Когда в клуб привозили жестяные коробки с новыми фильмами, особенно – сказками, мы заранее занимали очередь в кассу и самым престижным делом было купить заветный билет на первый ряд, в первые места. Было, конечно, не совсем удобно смотреть на экран сбоку, но зато мы, детвора, были первыми! 
На взрослые сеансы нас не пускали. Строгие билетёрши без паспорта и на пушечный выстрел не подпускали к входным дверям. А так хотелось посмотреть запретные для детворы взрослые фильмы!
Мне очень повезло. В клубе объявили о наборе подростков, желающих освоить работу с кинопроектором и стать помощником киномеханика. Я оказался в числе первых. И, как выяснилось, единственным, кто прошёл испытание черновой работой – перематывать уже прокрученную в сеансе плёнку, заряжать новыми частями аппарат, включать по его в нужное время. А оно наступало, когда в процессе демонстрации фильма в верхнем углу экрана появлялась чёрная точка. Это был сигнал для киномеханика, что плёнка в киноаппарате заканчивается и нужно включать другой аппарат со следующей частью. И я стал настоящим помощником, которому доверяли демонстрировать фильмы. Вот тогда я мог смотреть все фильмы, которые были в прокате. Мало этого, иногда в кинобудку мог запустить кого-то из своих малолетних друзей, чтобы бесплатно посмотреть фильм. Это было так авторитетно в мальчишеской среде! 
Надо сказать – всегда перед художественным фильмом в кинотеатрах «крутили» документальное кино. Обычно это были новости дня. Но кино показывали не только в кинотеатрах. В школах ученикам демонстрировались и документальные, и учебные фильмы. Их снимали специально созданные киностудии, самая известная из которых Центральная киностудия хроникально-документальных и учебных фильмов. Они тиражировались на плёнке в 16 миллиметров – именно такие киноаппараты были в школах для их демонстрации.
Было модно снимать фильмы и любительские. Обычно это были киноаппараты для работы с плёнкой 16 и 8 миллиметров. И я увлекался киносъёмками, до сих пор у меня в архиве лежит 8-миллиметровая плёнка с фильмом, снятым в экспедиции на Сахалине. Навыки работы с киноаппаратом позволили мне позже легко освоить работу с видеокамерой.
Киноплёнки были разного формата, от 6 до 70 миллиметров шириной.  Профессиональное кино «крутилось» на плёнке 35 миллиметров. Именно такая плёнка в коробке поступила в фонды музея Абинского района. Это – документальный фильм «И ещё одна проблема». Это фильм, рассчитанный на «большое» кино – чтобы демонстрировать его в кинотеатрах. 
С очень давних времён люди пытались создать «живые картинки». За это брались и очень известные изобретатели, в том числе Эдисон. Но мало кто знает, что первых успехов, в числе других, добился заместитель главного инженера Балтийского завода Иосиф Тимченко. В 1893 году он изобретает проектор для просмотра фильма, снятого на вращающуюся фотопластинку. Но в историю, как изобретатели кино, вошли братья Люмьер. И кино быстро вошло в жизнь по всему миру. 
Как только в больших городах появился синематограф, новинка вскоре обрела свою жизнь и в станице Абинской.  Предприниматель Лазарь Христофорович Семерджиев крутил «Живые картинки» почти каждую субботу и воскресенье, а в 1912 году в одном из зданий Егора Кургузова он открыл кинематограф со зрительным залом вместимостью до 200 человек. Кинокартины смотрелись за плату от 5 до 10 копеек за билет. После революции кино получило особую роль, его вождь назвал важнейшим из искусств.
После лет войны и разрухи началось возрождение кинематографии в станице Абинской. На улице Красных Таманцев открылся кинозал в здании артели «Кизилпром». Чтобы кино можно было посмотреть в любом хуторе, на полевом стане, был оборудован грузовик, в котором стоял кинопроектор, оборудование для перемотки киноплёнки. Грузовичок приезжал по расписанию в населённые пункты, к хлеборобам, натягивался экран из белого полотна и собирался народ, чтобы посмотреть новый фильм. 
Для жителей станицы стало праздником открытие кинотеатра «Октябрь». Его ещё называли «Зелёный театр». В конце 1981 года появилось здание летнего, очень популярного кинотеатра с таким же названием - «Октябрь». В 1959 году был построен кинотеатр «Кубань», а сейчас действует современный «Союз», в котором кино показывают уже не с помощью плёнки, а с электронных носителей.
Теперь эта коробка с киноплёнкой – ценный экспонат прошедшего технологического уклада. Плёнки с фильмами в нашем государстве хранятся в Госфильмфонде и являются культурным наследием эпохи. И у нас в музее теперь есть киносвидетель прошлого – документальный фильм. Жаль, что в районе уже нигде нет проектора, на котором можно было бы показать его…
Владимир Плешаков, старший научный сотрудник музея Абинского района.
26-09-2024, 18:04
Вернуться назад