Версия сайта для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ

Важнейшее из искусств

Жестяная, помятая в многочисленных переездах, коробка с киноплёнкой вызывает у меня множество воспоминаний и ассоциаций – с ней связано много интересных и счастливых моментов в детстве. 
В то далёкое время наша большая семья – родители и нас - четыре брата жили в посёлке строителей Молодёжный в Петропавловске, в Казахстане. Посёлок был новенький, его жители строили масштабные военные секретные заводы. Как и везде в советское время, кроме жилых домов и просторных бараков, были предусмотрены все удобства – школа, детский сад, магазины, отделение милиции, баня и, конечно, клуб. 
Для того времени это было довольно просторное здание с залом, большим фойе и нескольких комнаток для самодеятельности. Был хор из энтузиастов пения, танцевальный ансамбль. Но главным развлечением было кино. Билеты на сеанс стоили недорого: для детей – 10 копеек, для взрослых – 40-50. Когда в клуб привозили жестяные коробки с новыми фильмами, особенно – сказками, мы заранее занимали очередь в кассу и самым престижным делом было купить заветный билет на первый ряд, в первые места. Было, конечно, не совсем удобно смотреть на экран сбоку, но зато мы, детвора, были первыми! 
На взрослые сеансы нас не пускали. Строгие билетёрши без паспорта и на пушечный выстрел не подпускали к входным дверям. А так хотелось посмотреть запретные для детворы взрослые фильмы!
Мне очень повезло. В клубе объявили о наборе подростков, желающих освоить работу с кинопроектором и стать помощником киномеханика. Я оказался в числе первых. И, как выяснилось, единственным, кто прошёл испытание черновой работой – перематывать уже прокрученную в сеансе плёнку, заряжать новыми частями аппарат, включать по его в нужное время. А оно наступало, когда в процессе демонстрации фильма в верхнем углу экрана появлялась чёрная точка. Это был сигнал для киномеханика, что плёнка в киноаппарате заканчивается и нужно включать другой аппарат со следующей частью. И я стал настоящим помощником, которому доверяли демонстрировать фильмы. Вот тогда я мог смотреть все фильмы, которые были в прокате. Мало этого, иногда в кинобудку мог запустить кого-то из своих малолетних друзей, чтобы бесплатно посмотреть фильм. Это было так авторитетно в мальчишеской среде! 
Надо сказать – всегда перед художественным фильмом в кинотеатрах «крутили» документальное кино. Обычно это были новости дня. Но кино показывали не только в кинотеатрах. В школах ученикам демонстрировались и документальные, и учебные фильмы. Их снимали специально созданные киностудии, самая известная из которых Центральная киностудия хроникально-документальных и учебных фильмов. Они тиражировались на плёнке в 16 миллиметров – именно такие киноаппараты были в школах для их демонстрации.
Было модно снимать фильмы и любительские. Обычно это были киноаппараты для работы с плёнкой 16 и 8 миллиметров. И я увлекался киносъёмками, до сих пор у меня в архиве лежит 8-миллиметровая плёнка с фильмом, снятым в экспедиции на Сахалине. Навыки работы с киноаппаратом позволили мне позже легко освоить работу с видеокамерой.
Киноплёнки были разного формата, от 6 до 70 миллиметров шириной.  Профессиональное кино «крутилось» на плёнке 35 миллиметров. Именно такая плёнка в коробке поступила в фонды музея Абинского района. Это – документальный фильм «И ещё одна проблема». Это фильм, рассчитанный на «большое» кино – чтобы демонстрировать его в кинотеатрах. 
С очень давних времён люди пытались создать «живые картинки». За это брались и очень известные изобретатели, в том числе Эдисон. Но мало кто знает, что первых успехов, в числе других, добился заместитель главного инженера Балтийского завода Иосиф Тимченко. В 1893 году он изобретает проектор для просмотра фильма, снятого на вращающуюся фотопластинку. Но в историю, как изобретатели кино, вошли братья Люмьер. И кино быстро вошло в жизнь по всему миру. 
Как только в больших городах появился синематограф, новинка вскоре обрела свою жизнь и в станице Абинской.  Предприниматель Лазарь Христофорович Семерджиев крутил «Живые картинки» почти каждую субботу и воскресенье, а в 1912 году в одном из зданий Егора Кургузова он открыл кинематограф со зрительным залом вместимостью до 200 человек. Кинокартины смотрелись за плату от 5 до 10 копеек за билет. После революции кино получило особую роль, его вождь назвал важнейшим из искусств.
После лет войны и разрухи началось возрождение кинематографии в станице Абинской. На улице Красных Таманцев открылся кинозал в здании артели «Кизилпром». Чтобы кино можно было посмотреть в любом хуторе, на полевом стане, был оборудован грузовик, в котором стоял кинопроектор, оборудование для перемотки киноплёнки. Грузовичок приезжал по расписанию в населённые пункты, к хлеборобам, натягивался экран из белого полотна и собирался народ, чтобы посмотреть новый фильм. 
Для жителей станицы стало праздником открытие кинотеатра «Октябрь». Его ещё называли «Зелёный театр». В конце 1981 года появилось здание летнего, очень популярного кинотеатра с таким же названием - «Октябрь». В 1959 году был построен кинотеатр «Кубань», а сейчас действует современный «Союз», в котором кино показывают уже не с помощью плёнки, а с электронных носителей.
Теперь эта коробка с киноплёнкой – ценный экспонат прошедшего технологического уклада. Плёнки с фильмами в нашем государстве хранятся в Госфильмфонде и являются культурным наследием эпохи. И у нас в музее теперь есть киносвидетель прошлого – документальный фильм. Жаль, что в районе уже нигде нет проектора, на котором можно было бы показать его…
Владимир Плешаков, старший научный сотрудник музея Абинского района.

Похожие новости

Комментраии (0)
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Народный фронт

Министерство здравоохранения


Социальные сети

Подписка на новости

Впишите адрес электронной почты ниже, чтобы подписать на рассылку новостей

Оцените работу музея


Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930