DataLife Engine / Хомут

Хомут

Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал силы животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.
Позже был изобретен хомут в виде дуги с подкладом. На Кубани использовали и тягловую силу быков (волов). Но постепенно лошадь сменила вола полностью.
Хомуты для лошадей во второй половине 19 века изготавливали в каждой станице, в том числе и в станице Абинской. Из-за массового использования лошади для различных нужд – пахоты, перевозки грузов, верховой езды,  во второй половине 1880-х годов возрос спрос на изделия из кожи. В 1878 году на территории Кубанской области находилось 157 заведений такого рода. И в станице Абинской был кожевенное предприятие, которое основали Воловодовы. Оно удобно расположилось на берегу реки Абин, производило хомуты, сбрую, сапоги. 
Кожи обрабатывались в специальном помещении в полуподвале. В начале 20 века на заводе уже использовался не только ручной труд, но и использовались машины. Пол в цехе был кирпичный, машины установлены на подставках. Сушильный сарай имел 18 метров длины и 8 метров ширины. В жилых помещениях размещалось шорное производство. Все инструменты: белек, ножи с вогнутым лезвием, насечка, железный треугольник, дорожник, деревянные полукруглые планки, швайка, пробойник, деревянные тиски, стальной струг отличались простотой устройства и изготавливались в станице, за недорогую цену.
Кожи из полученного сырья не только отправлялись на продажу по России, но использовались местными мастерами-шорниками. В 1915 году в станице Абинской было две шорных мастерских, изготавливавших конскую упряжь. Годовой доход их составлял 900-1000 рублей в год. 
Хомут, который представлен в экспозиции музея, был передан в дар М.С. Лысенко из станицы Эриванской в 2004 году. Датируется хомут первой половиной 20 века. (АНМ 3231 о/ф Э 209).
Деревяные клещевины для хомутов были привозным товаром. Их закупали на ярмарках или привозили из Москвы и других городов. Остальное изготавливалось на месте. Хотя можно предположить, что клещевины могли изготавливаться и в станице Эриванской, которая славилась своими мастерами деревообработчиками.
Хомут, переданный в музей Лысенко использовался им в личном хозяйстве. Долгие годы Лысенко держал лошадей. Были у него телеги и все, что необходимо для перевозки грузов. Лошади в станице использовались как гужевой транспорт вплоть до 70 годов 20 века.
20-12-2021, 20:22
Вернуться назад