Версия сайта для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ

Хомут

Революционным изобретением древнего человека был обычный хомут. Хомут является важной частью конской упряжи. Его используют для соединения сельхозтехники или повозки с конем. Для изготовления хомута применяют изогнутые бруски и кожу. Форма конструкции дает возможность надежно зафиксировать сбрую с учетом анатомических особенностей лошади. Это обеспечивает оптимальную передачу силы животного на тягловую работу. Изобретение хомута стало своего рода революцией для гужевого транспорта. 
Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающего конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал силы животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.
Позже был изобретен хомут в виде дуги с подкладом. На Кубани использовали и тягловую силу быков (волов). Но постепенно лошадь сменила вола полностью.
Хомуты для лошадей во второй половине 19 века изготавливали в каждой станице, в том числе и в станице Абинской. Из-за массового использования лошади для различных нужд – пахоты, перевозки грузов, верховой езды,  во второй половине 1880-х годов возрос спрос на изделия из кожи. В 1878 году на территории Кубанской области находилось 157 заведений такого рода. И в станице Абинской был кожевенное предприятие, которое основали Воловодовы. Оно удобно расположилось на берегу реки Абин, производило хомуты, сбрую, сапоги. 
Кожи обрабатывались в специальном помещении в полуподвале. В начале 20 века на заводе уже использовался не только ручной труд, но и использовались машины. Пол в цехе был кирпичный, машины установлены на подставках. Сушильный сарай имел 18 метров длины и 8 метров ширины. В жилых помещениях размещалось шорное производство. Все инструменты: белек, ножи с вогнутым лезвием, насечка, железный треугольник, дорожник, деревянные полукруглые планки, швайка, пробойник, деревянные тиски, стальной струг отличались простотой устройства и изготавливались в станице, за недорогую цену.
Кожи из полученного сырья не только отправлялись на продажу по России, но использовались местными мастерами-шорниками. В 1915 году в станице Абинской было две шорных мастерских, изготавливавших конскую упряжь. Годовой доход их составлял 900-1000 рублей в год. 
Хомут, который представлен в экспозиции музея, был передан в дар М.С. Лысенко из станицы Эриванской в 2004 году. Датируется хомут первой половиной 20 века. (АНМ 3231 о/ф Э 209).
Деревяные клещевины для хомутов были привозным товаром. Их закупали на ярмарках или привозили из Москвы и других городов. Остальное изготавливалось на месте. Хотя можно предположить, что клещевины могли изготавливаться и в станице Эриванской, которая славилась своими мастерами деревообработчиками.
Хомут, переданный в музей Лысенко использовался им в личном хозяйстве. Долгие годы Лысенко держал лошадей. Были у него телеги и все, что необходимо для перевозки грузов. Лошади в станице использовались как гужевой транспорт вплоть до 70 годов 20 века.

Похожие новости

Комментраии (0)
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив




Социальные сети

Подписка на новости

Впишите адрес электронной почты ниже, чтобы подписать на рассылку новостей

Оцените работу музея


Календарь новостей
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Популярные метки