DataLife Engine / Мосты Абинска

Мосты Абинска

Так было всегда. Поэтому для станичников, особенно когда на правом берегу разрослись улицы казачьих хат, где была управа, школа и храм Пресвятой Богородицы, нужно было иметь надёжную переправу. 
Построить мост на Абине не просто: дно каменистое – надёжные сваи для строительства конструкции не забьёшь. Поэтому мостили клети, засыпанные камнем, на которых строили мост, делали защиту от льда. В истории станицы Абинской сохранились данные, что первый постоянный мост через Абин был построен в 1870 году. Но это не спасало в случае бурного наводнения – мощные потоки воды, несущиеся с гор, легко сносили все преграды. И казакам приходилось вновь тратить силы и немалые средства, чтобы восстановить переправу. На одном из старинных фотоснимков хорошо видно, как бушующая река пробила проран в мосту, обрушив мощные брёвна его конструкции. И так было много раз. Почти каждый год мост приходилось или срочно после наводнения ремонтировать, или строить практически заново. Его постоянное место было там, где нынче подвесной мост, в просторечии «кладка».
Надо сказать, очень помогло не нарушить полностью связь между правой и левой частью станицы строительство железнодорожного моста на линии из Екатеринодара к Новороссийску. Дорогу начали строить 1 апреля 1885 года. И практически одновременно по трассе стали возводиться инженерные сооружения – мосты, туннели, здания станций. Уже в 1888 году дорога была торжественно открыта. 
Железнодорожный мост через Абин изначально строили за версту от крайней улицы станицы, но очень быстро хаты казаков были уже вплотную к «железке», как называли железную дорогу. Он сразу же стал местной достопримечательностью, сюда приходили гулять стар и мал, молодёжь назначала здесь свидания. Об этом оставили свои воспоминания старожилы. Мост спасал, когда очередное наводнение разрушало переправу в центре станицы и нужно было перебраться на другой берег. На мосту были пешеходные дорожки у рельсов. Гулять можно было спокойно – поезда ходили редко, не то что сейчас, когда километровые грузовые и пассажирские составы опасно летят по рельсам буквально через несколько десятков минут… 
Это нынче железнодорожный мост перестал быть центром притяжения – далеко от центра, есть более удобные места для отдыха и свиданий. И другие мосты.
Так было до середины 50-х годов. После войны начался быстрый рост экономики, а с этим – и рост грузоперевозок. По трассе к морю, к портам уже бегали не гужевые повозки, а многотонные грузовики. Разрушение моста через реку сразу же прерывало связь между населёнными пунктами побережья и центра края. Да и требования военной безопасности диктовали: нужен на трассе надёжный бетонный мост, который выдержит и мощный грузовик, и – при необходимости – танк. Поэтому к 1956 году на новом месте – где улица Советов упиралась в реку Абин, был построен новый мост. А с ним – и набережная с высокими дамбами, защищающими улицы станицы от бед и наводнений. Красивое получилось сооружение на высоких опорах!
Но для пешеходов там места не было: мост рассчитан только на автомобильное движение. Можно было, конечно, пробраться на другую сторону по узенькой полоске у самого ограждения, что было небезопасно. Поэтому рядом поднялся и пешеходный мост, построенный хозяйственным способом с помощью предприятий, работающих в районе. Нефтяники выделили прочные трубы, строители сварили конструкцию, лесники дали доски на настил. Получилось лёгкое сооружение, связавшее берега в удобном для пешеходов месте. Но одновременно этот мостик становился преградой, когда начинала бушевать река. Среди часто расположенных труб-стоек застревали большие деревья, которые несла река. Потом более мелкий мусор плотно забивал щели между деревьями и мостик превращался в своеобразную плотину, вода начинала опасно подниматься до самого края дамб, ограждающих реку. Затор из брёвен приходилось разбирать с опаской для жизни, чтобы поднявшаяся вода не затопила парк и улицы станицы, ставшей городом. 
Но и этих переправ было мало: вверх и вниз по течению станица, а потом и город, протянули свои улицы на много километров. Поэтому городским исполкомом было принято решение: построить мосты для пешеходов. Один из них - мост по улице Володарского. Опять трубы выделили нефтяники из посёлка Ахтырского, а рабочие ПМК на Ленинском субботнике сварили опоры и настил, покрасили конструкции. Установили для удобства людей там и освещение. Это было очень удобно для жителей северной части города: к Колхозному рынку, к ПТУ, где училась молодёжь, можно было пройти напрямую, минуя центральный мост. 
По заказу городского исполкома были построены еще два моста: подвесной по ул. Пионерской построила ПМК №16, а мост возле паркетного цеха построил мебельный комбинат.
Населению очень понравился подвесной мост: конструкция висит на тросах прямо над водой, можно рассматривать в воде рыбёшек, он при ходьбе раскачивается, нужно приспосабливаться к его движению. Но есть и минус: при очень мощном наводнении потоки буквально захлёстывают качающийся над волнами настил, несущиеся брёвна могут зацепиться за тросы и перевернуть мост. Так уже было совсем недавно, когда спасателям-казакам пришлось приложить немало сил, чтобы вернуть мост на место. 
Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Так произошло и с мостом по улице Советов: без должного ухода в годы разрухи бетонный мост через Абин стал разрушаться, пока не стал аварийным. На глазах стали отрываться от его конструкций куски бетона. Поэтому было решено обратиться в край за помощью в замене моста на новый. 
Городской администрацией фирме ООО «КубаньПроектИнжиниринг» было заказано предпроектное обследование моста. Тщательное изучение конструкций опытными специалистами привело к единственному выводу: мост в аварийном состоянии и эксплуатировать его дальше опасно. Но замена моста – это очень большие средства – около 400 миллионов рублей, которых в городском бюджете не было. Выручила краевая программа по реконструкции и развитию сетей инфраструктуры. Появилась возможность на условиях софинансирования построить новый мост. 
Из городского бюджета было выделено 17 миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации. Из краевого бюджета после выполнения проектных работ поступило 350 миллионов рублей. В октябре 2018 года был заключён муниципальный контракт с фирмой ООО «СтройЮгРемонт» и скоро жители увидели, как строители стали рушить мост. Это принесло немало неудобств горожанам: была разорвана связь двух половин города, пришлось с большими трудностями поездки совершать через мост по объездной дороге, и без того перегруженной. 
По проекту два года должны были вестись работы. Мостовики сносили по очереди мощные балки, опоры, а взамен вгрызались в дно, забивали мощные сваи для основания. Круглосуточно, в три смены строители вели работы в самое ненастное зимнее время, когда шли дожди и снег, бетонным работам мешали морозы, время от времени после дождей поднимался уровень реки и половодье грозило затопить кессонные заграждения. А объём работ был немал: нужно было пробурить дно и забить на несколько метров сваи, залить из высокопрочного бетона опоры, навести мощными кранами многотонные балки моста, выполнить полотно с пешеходными дорожками, сделать подъездные пути и благоустройство.
Этот поистине героический труд высоко оценили горожане, когда проходили мимо стройки по пешеходному мосту. Но труд в круглые сутки, без выходных и праздников, дал весомые результаты: на полгода раньше строители были готовы сдать мост в эксплуатацию.
8 июня 2019 года стал большим важным событием для жителей Абинска. Сюда, к реке Абин, собрался, кажется, весь город. На подходе к мосту встала тяжёлая техника строителей, которая по традиции должна была первой пересечь построенную переправу. А следом – автобусы, автомобили, колонна мотоциклистов-байкеров и всех желающих на своих машинах пересечь новый мост. Еще больше было людей, запрудивших сам мост и все подходы к нему, чтобы посмотреть, как торжественно его будут открывать. И вот торжественный момент: депутат Государственной Думы Российской Федерации Иван Демченко, заместитель губернатора Краснодарского края Анатолий Воронцовский, глава муниципального образования Абинский район Вячеслав Иванов и генеральный директор ООО «СтройЮгРемонт» Александр Карпенко перерезают синюю ленточку. Мост открыт! 
Этот день, без сомнений, останется яркой строкой в истории города Абинска.



21-12-2021, 20:07
Вернуться назад