Версия сайта для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ

Мосты Абинска

Мост через реку Абин 03.10.1971 комплект открытокАбин – река в обычное время мелкая и спокойная. Вброд в любом месте можно перейти. Поэтому для казаков, только что поселившихся в станице Абинской в 1863 году, не было особых проблем перебраться с берега на берег верхом или даже на телеге. Но не так уж редки дни, когда после дождей, или весной, при резком таянии снегов в горах вдруг бурлящие потоки поднимаются до высоких берегов и грозят наводнением. И сегодня жители города не один раз были свидетелями буйства реки, когда вода вперемежку с вывороченными деревьями и мусором грозит выйти в парк имени 30-летия Победы к установленному там танку, забивает плывущими стволами  брёвен стойки пешеходного моста, сворачивая их, как спички. 

Так было всегда. Поэтому для станичников, особенно когда на правом берегу разрослись улицы казачьих хат, где была управа, школа и храм Пресвятой Богородицы, нужно было иметь надёжную переправу. 
Построить мост на Абине не просто: дно каменистое – надёжные сваи для строительства конструкции не забьёшь. Поэтому мостили клети, засыпанные камнем, на которых строили мост, делали защиту от льда. В истории станицы Абинской сохранились данные, что первый постоянный мост через Абин был построен в 1870 году. Но это не спасало в случае бурного наводнения – мощные потоки воды, несущиеся с гор, легко сносили все преграды. И казакам приходилось вновь тратить силы и немалые средства, чтобы восстановить переправу. На одном из старинных фотоснимков хорошо видно, как бушующая река пробила проран в мосту, обрушив мощные брёвна его конструкции. И так было много раз. Почти каждый год мост приходилось или срочно после наводнения ремонтировать, или строить практически заново. Его постоянное место было там, где нынче подвесной мост, в просторечии «кладка».
Надо сказать, очень помогло не нарушить полностью связь между правой и левой частью станицы строительство железнодорожного моста на линии из Екатеринодара к Новороссийску. Дорогу начали строить 1 апреля 1885 года. И практически одновременно по трассе стали возводиться инженерные сооружения – мосты, туннели, здания станций. Уже в 1888 году дорога была торжественно открыта. 
Железнодорожный мост через Абин изначально строили за версту от крайней улицы станицы, но очень быстро хаты казаков были уже вплотную к «железке», как называли железную дорогу. Он сразу же стал местной достопримечательностью, сюда приходили гулять стар и мал, молодёжь назначала здесь свидания. Об этом оставили свои воспоминания старожилы. Мост спасал, когда очередное наводнение разрушало переправу в центре станицы и нужно было перебраться на другой берег. На мосту были пешеходные дорожки у рельсов. Гулять можно было спокойно – поезда ходили редко, не то что сейчас, когда километровые грузовые и пассажирские составы опасно летят по рельсам буквально через несколько десятков минут… 
Это нынче железнодорожный мост перестал быть центром притяжения – далеко от центра, есть более удобные места для отдыха и свиданий. И другие мосты.
Так было до середины 50-х годов. После войны начался быстрый рост экономики, а с этим – и рост грузоперевозок. По трассе к морю, к портам уже бегали не гужевые повозки, а многотонные грузовики. Разрушение моста через реку сразу же прерывало связь между населёнными пунктами побережья и центра края. Да и требования военной безопасности диктовали: нужен на трассе надёжный бетонный мост, который выдержит и мощный грузовик, и – при необходимости – танк. Поэтому к 1956 году на новом месте – где улица Советов упиралась в реку Абин, был построен новый мост. А с ним – и набережная с высокими дамбами, защищающими улицы станицы от бед и наводнений. Красивое получилось сооружение на высоких опорах!
Но для пешеходов там места не было: мост рассчитан только на автомобильное движение. Можно было, конечно, пробраться на другую сторону по узенькой полоске у самого ограждения, что было небезопасно. Поэтому рядом поднялся и пешеходный мост, построенный хозяйственным способом с помощью предприятий, работающих в районе. Нефтяники выделили прочные трубы, строители сварили конструкцию, лесники дали доски на настил. Получилось лёгкое сооружение, связавшее берега в удобном для пешеходов месте. Но одновременно этот мостик становился преградой, когда начинала бушевать река. Среди часто расположенных труб-стоек застревали большие деревья, которые несла река. Потом более мелкий мусор плотно забивал щели между деревьями и мостик превращался в своеобразную плотину, вода начинала опасно подниматься до самого края дамб, ограждающих реку. Затор из брёвен приходилось разбирать с опаской для жизни, чтобы поднявшаяся вода не затопила парк и улицы станицы, ставшей городом. 
Но и этих переправ было мало: вверх и вниз по течению станица, а потом и город, протянули свои улицы на много километров. Поэтому городским исполкомом было принято решение: построить мосты для пешеходов. Один из них - мост по улице Володарского. Опять трубы выделили нефтяники из посёлка Ахтырского, а рабочие ПМК на Ленинском субботнике сварили опоры и настил, покрасили конструкции. Установили для удобства людей там и освещение. Это было очень удобно для жителей северной части города: к Колхозному рынку, к ПТУ, где училась молодёжь, можно было пройти напрямую, минуя центральный мост. 
По заказу городского исполкома были построены еще два моста: подвесной по ул. Пионерской построила ПМК №16, а мост возле паркетного цеха построил мебельный комбинат.
Населению очень понравился подвесной мост: конструкция висит на тросах прямо над водой, можно рассматривать в воде рыбёшек, он при ходьбе раскачивается, нужно приспосабливаться к его движению. Но есть и минус: при очень мощном наводнении потоки буквально захлёстывают качающийся над волнами настил, несущиеся брёвна могут зацепиться за тросы и перевернуть мост. Так уже было совсем недавно, когда спасателям-казакам пришлось приложить немало сил, чтобы вернуть мост на место. 
Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Так произошло и с мостом по улице Советов: без должного ухода в годы разрухи бетонный мост через Абин стал разрушаться, пока не стал аварийным. На глазах стали отрываться от его конструкций куски бетона. Поэтому было решено обратиться в край за помощью в замене моста на новый. 
Городской администрацией фирме ООО «КубаньПроектИнжиниринг» было заказано предпроектное обследование моста. Тщательное изучение конструкций опытными специалистами привело к единственному выводу: мост в аварийном состоянии и эксплуатировать его дальше опасно. Но замена моста – это очень большие средства – около 400 миллионов рублей, которых в городском бюджете не было. Выручила краевая программа по реконструкции и развитию сетей инфраструктуры. Появилась возможность на условиях софинансирования построить новый мост. 
Из городского бюджета было выделено 17 миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации. Из краевого бюджета после выполнения проектных работ поступило 350 миллионов рублей. В октябре 2018 года был заключён муниципальный контракт с фирмой ООО «СтройЮгРемонт» и скоро жители увидели, как строители стали рушить мост. Это принесло немало неудобств горожанам: была разорвана связь двух половин города, пришлось с большими трудностями поездки совершать через мост по объездной дороге, и без того перегруженной. 
По проекту два года должны были вестись работы. Мостовики сносили по очереди мощные балки, опоры, а взамен вгрызались в дно, забивали мощные сваи для основания. Круглосуточно, в три смены строители вели работы в самое ненастное зимнее время, когда шли дожди и снег, бетонным работам мешали морозы, время от времени после дождей поднимался уровень реки и половодье грозило затопить кессонные заграждения. А объём работ был немал: нужно было пробурить дно и забить на несколько метров сваи, залить из высокопрочного бетона опоры, навести мощными кранами многотонные балки моста, выполнить полотно с пешеходными дорожками, сделать подъездные пути и благоустройство.
Этот поистине героический труд высоко оценили горожане, когда проходили мимо стройки по пешеходному мосту. Но труд в круглые сутки, без выходных и праздников, дал весомые результаты: на полгода раньше строители были готовы сдать мост в эксплуатацию.
8 июня 2019 года стал большим важным событием для жителей Абинска. Сюда, к реке Абин, собрался, кажется, весь город. На подходе к мосту встала тяжёлая техника строителей, которая по традиции должна была первой пересечь построенную переправу. А следом – автобусы, автомобили, колонна мотоциклистов-байкеров и всех желающих на своих машинах пересечь новый мост. Еще больше было людей, запрудивших сам мост и все подходы к нему, чтобы посмотреть, как торжественно его будут открывать. И вот торжественный момент: депутат Государственной Думы Российской Федерации Иван Демченко, заместитель губернатора Краснодарского края Анатолий Воронцовский, глава муниципального образования Абинский район Вячеслав Иванов и генеральный директор ООО «СтройЮгРемонт» Александр Карпенко перерезают синюю ленточку. Мост открыт! 
Этот день, без сомнений, останется яркой строкой в истории города Абинска.



Похожие новости

Комментраии (0)
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Социальные сети

Подписка на новости

Впишите адрес электронной почты ниже, чтобы подписать на рассылку новостей

Оцените работу музея


Календарь новостей
«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031