Та самая ПМК-16
Принято, что градообразующим предприятием считают такое, которое имеет тысячи работников, многомиллионные отчисления в бюджет, строят для своих работников жилые дома, пионерские лагеря, Дома культуры, спортивные сооружения, школы и детские сады. Для станицы Абинской лет пятьдесят назад такими градообразующими предприятиями, конечно, не такого значения, как, скажем, тракторный завод для Волгограда, были, первую очередь, колхоз имени XXII партсъезда, кирпичный завод, винзавод, консервный завод, деревообрабатывающий комбинат, пищекомбинат, затем нефтяники, а позже – завод «Восход». В наши дни это Абинский электрометаллургический завод. Но в станице Абинской в 1968 году появилось предприятие, которое в настоящее время совершенно незаслуженно оказалось как-то в стороне от такой градообразующей славы – это ПМК-16. Что придаёт городской облик бывшей станице? Конечно, широкий Комсомольский проспект с многоэтажными домами, другие жилые благоустроенные микрорайоны, узел связи с почтамтом, Дом торговли, гостиница, а теперь офисное здание. Город невозможен без инженерных сетей – водопровода, канализации, без котельных, которые обогревают эту современную инфраструктуру, развитых сетей электроснабжения и телефонной связи. Кто же это, в основном, построил в Абинске? Это – та самая ПМК-16, её рабочие, инженеры, техники, которые во многом проектировали эти объекты, строили, а потом и эксплуатировали. Это надо знать и помнить, быть благодарными безымянным сегодня строителям города. Об этой роли ПМК-16 рассказывает человек, который работал в этой организации с момента распределения из института и до выхода на пенсию, пройдя путь от мастера участка и до директора.
Это инженер-гидротехник Анатолий Александрович Деликатный:
Город Абинск и передвижная механизированная колонна №16 ордена Трудового Красного Знамени управления строительства «Краснодарводстрой»
Абинск – станица или город? Что стало стимулом для превращения сельского тихого поселения в индустриальный город? Расположен он на федеральной трассе между Краснодаром и Новороссийском – крупным портом на Юге СССР. И это сыграло свою решающую роль. России нужно было осваивать новые порты на побережье Чёрного моря и для этого строить сухопутные пути к ним.
Здесь во времена императора Александра II решали, как пойдет железная дорога в порт Новороссийск: как сейчас, или через станицу Шапсугскую и главный Кавказский хребет. Такой план строительства был, ссылаюсь на вкладыш к проекту, где было расписано в смете всё, включая банкет на 200 душ при вводе в эксплуатацию, подписанной царём. К этому возвращались в 1947 году при восстановлении после войны. А из двухколейки, взорванной в ходе боёв, солдаты смогли, вырубая вручную ровные куски кузнечными зубилами и рассверливая отверстия под стыковочные накладки коловоротами и ручными дрелями, собрать один путь. Так и по сей день через Абинск идёт один путь в крупнейший Южный порт России, а насыпь исполнена под два пути.
Из воспоминаний моего отца: именно у нас была первая скважина России. В честь её 100-летия отцу вручили медаль. Оттуда же был проложен первый нефтепровод в стране, строили его один сварщик и один подручный. Из-за парафинов работал нефтепровод не эффективно, его разобрали и собрали по трассе Хадыженск-Туапсе. Музейный экспонат - фрагмент того трубопровода, хранится в Краснодаре на входе в «Кубань-транснефть». Именно нефтяники, которые как Николай Артемович Половной, отвоевав войну и получив образование, вместе с моим отцом из местного речного гравия устраивали фундаменты под паровые машины, собирали вышки для бурения из бревен на скрутках и скобах (знаю где, они показывали). Именно нефтяники дали старт развития станицы Абинской в город. Роль нефтяников отражена в документальном фильме, дипломной работе Эльдара Рязанова.
Нефтяники сделали много и импульс их деятельности ощутим по сей день.
По мнению многих жителей, существенный вклад в жизнь города внёс наш коллектив: в создание рабочих мест, росте квалификации, экономическом благосостоянии, строительстве жилищного фонда, объектов культуры и спорта, коммуникаций и инфраструктуры.
В 1968 году в городе Абинск в составе ордена Трудового Красного Знамени Управления строительства «Краснодарводстрой» со статусом треста, - старейшей строительной организации Краснодарского края - создана передвижная механизированная колонна №16. ПМК-16 организационно с другими трестами, ПМК, предприятиями стройиндустрии, комплектации и поставок, транспорта и другими структурами, объединялось Главком «Главкубаньрисстрой», имевшего статус республиканского министерства (таких в СССР было всего два).
Основное направление деятельности – выполнение Постановления Правительства СССР 1966 года – широкое развитие мелиорации земель.
Первым начальником ПМК №16 был Евгений Васильевич Коробков – опытнейший, образованный инженер. Позднее он был переведен управляющим в организовывающийся в Главке трест «Приазоврисстрой».
Для ПМК-16 выделили площадку за городом, за железной дорогой. Это был выгон для лошадей, поставляемых в Откормсовхоз по железной дороге для экспортирования через порт Новороссийск с небольшими, ветхими турлучными постройками и амбарчиком из бутового камня. Он сохранился по настоящее время.
Рядом установили строительные полевые вагоны, подвели дорогу, водопровод, электроэнергию. В этом полевом стане разместили администрацию, отделы, слесарную, токарную мастерские и другое. Ряд вагонов установили по окраине Абинска, образовав улицу Ипподромную. На ней потом построили сборно-щитовые дома-бараки, общежитие и малосемейный дом – позже он был реконструирован, эксплуатируется и сейчас.
Синхронно велись гидротехнические мелиоративные работы в поле, техника уходила и возвращалась на базу. Грязь была – трудно пройти. По воспоминаниям тогда молодых специалистов, проживающих в общежитиях и вагонах, Ларисы Алексеевны и Владимира Сергеевича Тюриных и других, в центр, называли его «сити», магазины, баню, кино и танцы ходили в сапогах-«забродах», в районе железнодорожного вокзала у знакомой бабушки в сарайчике переобувались. Ночью по возвращению – обратный процесс.
Для рассказа об этом пользуюсь воспоминаниями моих коллег, так как моя трудовая книжка начинается в 1969 году.
На каникулах между 9 и 10 классами работал поисковым рабочим в Прикубанской геологоразведочной партии, расположенной в станице Холмской. Изыскания велись в основном в чаше будущего Краснодарского водохранилища и вокруг него – производилась разведка на добычу инертных строительных материалов. В 1978 году, к 10-летию ПМК №16, после окончания института, распределялись сюда и мы с Татьяной Владимировной. Приступили к работе. Я – мастером строительного участка №4.
За эти 10 лет была развернута и отстроена база ПМК с бетонными дорогами по улицам Вокзальной и Ипподромной, мощной электроподстанцией 400 КВА и разводящими электролиниями, артезианской скважиной и водопроводами (теперь ПМК подавала воду и в город). Множество объектов требовало координации и потому ПМК построила линии связи междугородней, городской, местной, прямой, установила радиостанции между ПМК и управлением, участками, объектами, позже при нас добавилась радиорелейная связь между всеми. Жильё и производственные помещения требовали тепло и были построены котельные - небольшая в комплексе ремонтно-механических мастерских и значительная, на всю базу и прилегающий наш городок, правда, пока на жидком топливе (от Газпрома, народного достояния, уже тогда были только крючки при согласованиях). Начата прокладка канализации и газификация. К первоначальным двум трассовым мастерским добавились цех моечный, затем мойка, сварочный, арматурный, пилорамный, деревообрабатывающий с перспективой для всего «Главкубаньрисстроя», центральный склад, склад горюче-смазочных материалов, позже его довели до объема 850 куб. м. Создали и техническую библиотеку.
Параллельно на улице Ипподромной были построены 2-х квартирные домики и 2-х этажный многоквартирный с детской площадкой. В городе в районе военкомата - там была трубная база нефтяников, в 1972 году завершилось строительство микрорайона из 2-х этажных многоквартирных домов.
Отдел рабочего снабжения управления разместил в предоставленных постройках у военкомата магазин, а на базе магазина и современную, хорошо оборудованную и уютную столовую. Впоследствии добавлен хороший кондитерский цех. Всё это было очень популярно в городе. Строительные участки и крупные объекты имели полевые столовые и буфеты, обслуживались автолавками по графику.
Построено административно-хозяйственное здание с преодолением очередных бюрократических причуд – конторы не строить. Дали вагончик на выгоне для лошадей – вот инженеры и считайте там на коленке. Замаскировали проект здания под учебный корпус.
Построенные оросительные системы надо было эксплуатировать, и для этого построена база с административно-хозяйственным зданием, мастерскими, боксом для техники, складами и благоустройством территории Абинского управления оросительных систем «Крайводхоза», а также несколько 2-х этажных многоквартирных домов для них и 2-квартирных коттеджей ПМК по улице Заводской. Там же возникли и гаражные кооперативы при содействии ПМК-16.
Следующим начальником был Геннадий Александрович Суров, который очень много сил вложил в становление города и мелиорацию земель. Впоследствии был переведен с повышением управляющим трестом «ВолгоДонстрой», затем вернулся и возглавлял Абинский район, уже в смутное время.
Строительство города продолжалось: по улице Пионерской появились 2-х этажные многоквартирные дома, в микрорайоне на пересечении с улицами Советов и Красных Таманцев - дом и два 2-квартирных коттеджа. Строили социальные объекты. Так появился комплекс спортивных залов с переходом в школе №1. Еще раньше – спортивный зал в интернате. Это был первый спортзал в городе Абинске, за это коллективу ПМК-16 разрешили там встретить Новый год после детей. В той же школе №1 появились учебные мастерские, а в СПТУ №30 – учебные мастерские, тир, общежитие. Мы выполняли там постоянные ремонты, построили и содержали трассовую мастерскую (до сих пор числится на балансе ПМК-16), так как училище было наше, оно готовило машинистов бульдозеров, скреперов, Кировцев, сварщиков и прочих специалистов. В ПМК они проходили практику, нарабатывался реальный производственный опыт и навыки. Лучших специалистов отдавали в СПТУ-30 в качестве мастеров производственного обучения и закрепляли наставниками на практике и на производстве.
Был построен и содержался детский сад №33, весь персонал числился в штате ПМК-16. Около него - электрическая подстанция, газораспределительная станция, котельная, которая после реконструкции отапливает значительную часть города (коммунальщики после передачи её им на баланс так обрадовались, что варварски уничтожили 2-3 хороших котельных, сбросив с себя заботы по их содержанию). Точку подключения газа нам дали в районе хутора Бережного. Предстояло перейти реку Абин, по западной стороне обойти Абинск, проколами пройти под железной дорогой (работы нужно было согласовать в городе Ростов в управлении Северо-Кавказской ж.д.), автомобильной дорогой, выйти к южной окраине в направлении станицы Шапсугской и довести до центра города к котельной.
Здесь завершался 75-квартирный 5-этажный «аптечный» дом по улице Пролетарской, закладывался такой же по проспекту Комсомольскому и 2 корпуса узла связи.
В 1983 году директором был назначен Владимир Сергеевич Тюрин, а я - главным инженером. В работе нам очень помогали квалифицированные специалисты: начальник городских энергосетей Петр Владимирович Градинаров; начальник комунхоза, в последствии начальник отдела коммунального хозяйства райисполкома – Петр Васильевич Шевченко. Следует также вспомнить главного инженера райгаза – Валентина Дмитриевича Панченко и директора – Виктора Семеновича Кучеряева. Они отлично знали свое хозяйство, понимали значение развития сетей коммуникации для города, быстро и рационально выдавали технические условия, обеспечивали подключения и оперативные переключения. В свою очередь, ПМК-16 бурила кусты артезианских скважин, прокладывала к своим объектам водопроводы, канализацию, устанавливала емкости на водозаборе, строила электростанции и линии электропередач, охватывая коммуникациями добрую часть города. Коммунальщики это расширяли и разветвляли, опираясь на свои, прямо скажем, скудные ресурсы. Приходилось помогать техникой, материалами, выполнением работ по капитальному ремонту и совершенствованию новой базы городских энергосетей. Полгорода снабжалось по сетям на гнилых деревянных опорах. Появились с трудом добытые П.В.Градинаровым железобетонные, были и у нас под наши объекты. И тут начался период бордюров для приобретения городского вида. Волевым партийным решением все запасы опор растащили и разбросали в качестве несуразных клиновидных бордюров. Петр Владимирович чуть не плакал.
Но город все-таки совершенствовался, база ПМК – тоже. Реконструирован растворобетонный узел. Котельная переведена на газ и реконструирована. Построены 2 здания для хранения техники, гараж с цехами для ремонта и обслуживания автомобильной техники. В городе завершено строительство второго 75-квартирного дома и выросли 8 четырехэтажных 32-квартиных панельных домов. Тут сейсмичность подняли на 1 балл (наша наука придумала себе новую работу), а периодичность увеличили на один порядок. Нет сейсмоустойчивых проектов - привезли среднеазиатские. На заводах железобетонных изделий нет оснастки - железобетонные консоли изготовили сами, выдержали и пропарили на котельной и все-таки построили два трехэтажных дома для работников Управления оросительных систем на улицах Нефтепромысловой - Красных Таманцев. Новые требования по сейсмике прервали работу на некоторое время и скомкали генеральный план застройки микрорайона ПМК-16 и других мелиораторов.
Следует отметить, что на застраиваемых площадках хозяевам сносимого жилья предоставлялись квартиры по нормам, но не меньше, чем они имели, компенсировали стоимость построек и насаждений – от деревьев до каждого кустика клубники. Эта работы по переселению шла с опережением, люди не страдали. Часть этой высвободившейся площади была использована позже Абинским электрометаллургическим заводом с фундаментом и частью благоустройства под их жилые два дома.
(вставка) В 1985 году в мартовском номере газеты «Восход» об успехах коллектива рассказал В. Карпов, председатель профкома ПМК-16: «Награда за ударный труд
Коллектив ПМК-16 чествовал своих лучших представителей. Это механизированная бригада Э.Я. Пидяшенко, это монтажники М.А. Кривоноса, это бригада отделочников Р.Ф. Шальковой, это воспитатели первой старшей группы детсада «Звездочка», это победители социалистического соревнования других подразделений ПМК.
Чествование – награда за ударный труд на протяжении всего 1984 года: на рисовой системе, на строительстве жилья, в деревообрабатывающем цехе, мастерских, среди детей. Люди работали, не считаясь со временем, затратами энергии – особенно в дни, когда коллектив встал на ударную трудовую вахту в честь 40-летия Победы.
И вот пришла награда. Она – и в грамотах, ценных подарках, она – и в песнях, подаренных мелиораторам, монтажникам, мастерам, штукатурам, воспитателям.
А впереди – новые трудовые дела. Вахта в честь юбилея продолжается.
Впереди и ударный труд в день коммунистического субботника, в честь 115 годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина. С инициативой провести который снова выступили лучшие трудовые коллективы города Москвы».
С ростом объёмов работы множилось и техническое вооружение предприятия. ПМК-16 в развитии достигла следующих максимальных чисел:
- скреперы в агрегате с гусеничными тракторами - до 100;
- бульдозеры – до 20;
- экскаваторы различные – до 20;
- «Кировцы» - до 18;
- краны автомобильные – до 17;
- краны прочие – до 5;
- трубоукладчики, грейдеры, каналокопатели, насосы, компрессоры, копровое оборудование, длинобазовые планировщики, корчеватели, мелиоративные бороны и т.д. и т.п., вся линейка навесного оборудования;
- численность работающих – до 860 чел.;
- в том числе инженерно-технических – до 42 чел.;
- объем земляных работ – до 9 млн. куб м/год;
- объем бетонных работ – до 111 куб м/см. продленную;
- жилье – до трёх 32-квартирных дома, 96-квартирных в год;
- имело собственного жилья (свой ЖКО) на момент передачи – 36 тыс. кв.м. (Такое интересное сравнение: остального жилья город имел, включая построенное ПМК не для себя, – 26 тыс. кв.м);
- объем выполненных работ, генподряд – до 7 млн. руб/год;
- собственными силами – до 5 млн. руб/год.
Рекордная прибыль - 1340 тыс. рублей - не «деревянных», это примерно 2 миллиона долларов. Это позволяло нам развивать собственное промышленное, социально-жилищное строительство. Многие ПМК старались оставаться на специализированных, гидротехнических и гидромелиоративных работах, сокращая промышленно-гражданское строительство, хотя оно обеспечивало кадры – получить реально квартиру – привлекательно, но, заявив в план собственное строительство и не выполнить – большая ответственность. Если задумал строить - проводи предварительную работу: составляй план проектирования, технические условия, отселение, снос, компенсации, оформление земли, проектирование, план подрядных-субподрядных работ, получи лимиты на газ, материалы и т.д. Спрашивали строго. Когда выполняли план, нас практически всегда загружали другими задачами, как с компанией по ликвидации жилья в бараках и вагонах. Построили жильё и для расположенных в городе Крымске ПМК-2 и участка ПМК-10.
Сдавать объекты было непросто, они не входили в план города и района – собственное строительство ПМК-16 мало кого волновало, до конца года все затягивалось. В конце года план города и района часто не выполнялся и наше жилье как-то причислялось к нему и принималось.
Перечислить все объекты сложно в Абинске: узел связи, водосбросное сооружение под проспектом Комсомольским (у школы №38), свайные фундаменты самой школы, студия художественной школы и витражи актового зала Дома молодежи, танцплощадка, коттедж Управления оросительных систем у вантового пешеходного моста, здание Стройбанка – ныне прокуратура, здание банка по улице Исполкомовской, капремонты и реконструкции в школах, объектах культуры.
В поисках работы, когда всё останавливалось, нашли и построили коттеджный микрорайон «Мегионнефтегаз» на въезде со стороны Краснодара, «Юганскнефтегаз» на северо-восточной окраине города у садов «Алма Продакшн», и у них же в садах выполнили гидромелиоративные работы.
Нам помогало и внесшее тоже большой вклад в строительство Абинска ПМК, возглавляемое Александром Григорьевичем Таран. Мы им – тоже: на отделке фасада гостиницы (так и не стала таковой – утонула в бюрократии) и рядом, напротив на благоустройстве кинотеатра.
По максимуму ПМК-16 имело 3 строительно-монтажных участка по 3-4 бригады, специализирующихся на земляных работах, 2 из них имели еще и по монтажной бригаде; 4-й строительно-монтажный участок гидротехнических сооружений (насосные, мосты, акведуки, дюкеры, подпорные, сбросные, водовыпускные, водоспускные, сопрягающие и прочие гидротехнические сооружения); 5-й строительно-монтажный участок промышленно-гражданского строительства; прорабский участок на побережье в городе Геленджик (в межсезонье в поле работы сокращались, силы концентрировали там); база с участком подсобного производства (растворобетонный узел, арматурно-сварочный цех, небольшой полигон железобетонных изделий, деревообработка достаточно глубокая); солидные ремонтно-механические мастерские и гараж в основном специальной и технологической техники. Отдельная бригада культур-технической мелиорции.
Был в ПМК ещё прорабский участок в городе Торжок на объединенных предприятиях строительной индустрии «Главнечерноземводстрой», эстакада мазутослива, с приемником, резервуарным складом, насосной, особой системой пенотушения, складом соли, котельной) – это была помощь Кубани Нечерноземью.
Кроме этого, из-за близости к Абинскому центру Челябинского тракторного завода, именно в ПМК-16 находился обменный пункт техники и основных узлов для «Главкубаньрисстроя» – парк заменяемых ремонтных комплектов, ПЗРК и тракторов ЧТЗ – вокруг сновало полкрая механиков. Приезжавшая комиссия ЧТЗ была сильно удивлена числом техники, интенсивностью использования, налаженным обслуживанием, работой мобильной бригады технического обслуживания в поле, не прерывая работы бригад. Журнал и рационализаторские предложения попросили перекопировать, высылать копии в дальнейшем и рассчитывались запасными частями, что было в то время дороже денег (да и сейчас хороших не приобретешь).
Был период, когда будущая автоколонна №3 входила в состав ПМК-16. Был единый строительно-транспортный комплекс. Из-за близости к цементным заводам значительная часть цементовозов была сосредоточена тут для всего «Главкубаньрисстроя».
Решая проблему складирования и хранения, можно было при всяких погодных и организационных заминках перехватить дополнительный цемент – хлеб стройки.
Не крайний (дурацкое, модное слово), а именно последний по собственному строительству 5-этажный 50-квартирный дом построили достаточно быстро. Просчитали начало ситуации полного развала экономики, убедили коллектив и очередников на получение квартир, что если сейчас не построить быстро, то никогда у них не будет жилья. Решили, кого с минимальным ущербом для производства переквалифицировать на общестроительные работы. Пообещали и выполнили поддержку в заработной плате, усиление звеньевыми и бригадирами из числа квалифицированных опытных рабочих. Согласовали с каждым очередником замену ненужных работ, традиционно зря выполняемых в квартирах, на необходимые для выполнения за счет сэкономленных средств. Отделать места общего пользования (крыльцо, фасады, лестничные клетки). Не выполнять врезку приборов входных дверей, установку эмалированных моек, окраску, побелку и другое, что новоселы переделывают с радостью на свой вкус, без этого стройка дешевле и проще. Взамен выполнить шпатлевку и грунтовку в неоспоримых местах. И дом успешно ввели.
Когда мелиоративные объекты перестали государством полностью финансироваться, коллективу пригодились вторые специальности, например, на таком объекте, как офисное здание с магазином «Зори Кубани» у железнодорожного переезда. Сами запроектировали и построили, но «купцы» так и не доплатили. Нет купеческого слова, не те пока.
Чтобы выжить, в ПМК брались за любые работы.
Социально значимые объекты нами построены в селе Светлогорском - школа, единственная в Российской Федерации, введенная в этот год при 150 закрытых. Там же – культурно-спортивный досуговый клуб. Как всегда, на своих объектах выполняла свои функции и помогала Людмила Александровна Созинова и руководитель района Александр Тимофеевич Васильев, остальные только мешали. Это стоило многих сил и здоровья начальнику участка, впоследствии главному инженеру ПМК-16 Виктору Павловичу Балабаеву. Нас доводили устаревшими, нелогичными решениями; убыточными посредниками, взаимозачетами вместо реальных денег. В России они давно были запрещены, а в крае продолжались.
Выполняли культуртехнические работы на неудобьях под закладку новых садов, а также в садах для обновления. Построили орошаемый участок яблоневого сада с капельным орошением.
В поселке Ахтырском достроили эксплуатационный участок райгаза по формальному проекту. В интернате смонтировали сборный наружный бассейн, в больнице делали капремонт.
В станице Холмской построили пешеходный мост, выполнили работы на элеваторе, рисовом заводе, базе для перевалки удобрений на железнодорожной станции «Линейная». Нашим был объект - дорога Синегорск – река Зыбза (Цветмет), площадки нефтяных шламов. Выполняли мы реконструкции животноводческих ферм, строили силосные траншеи, пожарную дорогу в Эриванской по щели Сосновая, конюшню, поля орошения очищенными канализационными водами, воинское захоронение в станице Шапсугской – всего не перечесть. Не найти в районе поселение, где ПМК-16 не работала и ничего не построила. Но главная наша работа выполнена в поле. Здесь и не перечесть по Абинскому району и Краснодарскому краю внушительные гектары рисовых, орошаемых, осушаемых систем, культурных пастбищ; километры каналов, трубопроводов, линий электропередач, линий связи; число наблюдательных скважин, гидрометрических створов, гидротехнических узлов, различных сооружений, мостов, электроподстанций и конечно различных насосных станций. Коммуникации выполнялись с перспективой на рост не только мелиорации, но и поселений.
Следует указать разнообразие, географию, характеристики некоторых объектов: в хуторе Кувичи насосная станция №10 в опускном колодце на глубину 12 м, в облегченном сборном железобетонном варианте (42 панели по 17,5 тонн), диаметром 20 м, в тексотропной рубашке (жидкая при погружении, застывает при производстве, по окончанию вибрацией переводится в жидкое состояние и замещается выдавливанием растворобетонной смесью и схватывается). Первые опыты в СССР. Производительность 20 куб. м в секунду на высоту (напор) 8 м, 4 агрегата по 5 куб. м/сек. Вес насоса 9 тонн; электродвигателя – 15 тонн (ротор 7 тонн, статор 8 тонн). Монтаж-демонтаж по частям, там еще - монтажная рама электродвигателя, вал, все вертикально.
У дороги Абинск-Варнавинское насосная станция №19 на закрытую оросительную сеть (трубопроводы диаметром с 0,8 м) с элементом логики «Парус» (компьютер, это тогда, когда такого слова не было).
Мы к концу сезона выполнили план по всем показателям, создали задел на следующий год по опережающему строительству насосных станций, т.к. это сложные объекты к мелиоративным площадям. Собирались спокойно встретить Новый год. Этот задел нас не подвел. Министерство Минводхоз СССР не выполнял план по главному показателю – вводимым площадям, а после установления постоянного снежного покрова СНиП принимать площади запрещает. На Кубани постоянный снежный покров не устанавливается (география, климат) по отчетам вычислили наш объект и площадь как надо – более 600 га и насосная станция при ней. Ну вот и началось: нам позвонили, прилетели, убедились в выполненных объёмах. Пообещали и дали все, даже телефон Главного распорядительного управления Минводхоза СССР – звонить в любое время. Не всем, особенно специализированным субподрядчикам, была понятна эта проблема срочного пуска, хотя указания они получили. Связисты, например, как сейчас помню, предъявили отписку – не можем приступить к работам, т.к. вы не передали нам канифоль, припой, фольгу и т.д. Пришлось рассказывать про телефон и «любое время».
Задание выполнили достойно, а в 2016 году к 50-летию Постановления этот случай похоже опять вычислили, пригласили в Колонный зал. Там нас оказалось 5 человек с нашего факультета из одного только выпуска со всей России.
В это время современный, работающий объект с дождевальными машинами «Днепр» был уже давно уничтожен. Машины в металлоломе, они алюминиевые, а оборудование насосной в подземной части без демонтажа засыпано грунтом и забетонировано полом, тогда за медью так не гонялись, как сейчас.
Выполнялись нами работы на Ильском нефтеперегонном заводе, Ильском предприятии детского питания, взлетной полосе аэродрома Ейска, расчистка реки Убин в Северской, строились жилые дома в Львовской, Яблоновском, капитальный ремонт рисовой системы в Михайловской, реконструкция Шапсугского водохранилища, строительство Таманского порта «Таманьнефтегаз», ремонт причалов Новороссийского рыбного порта. Попутно подремонтировали даже баржу – плавучие ремонтные мастерские (она железобетонная) – редкая технология работы с полимерпластбетонами.
Строили берегозащиту в посёлке Кабардинка на пляже базы отдыха администрации края. Там же 24-квартирный дом для персонала пансионата «Голубая волна» и его 4 корпуса в Геленджике. Пляж и 2 берегозащитные буны по 102 метра в море базы отдыха «Бетта» в щели Культурная в поселке Криница. Участвовали в строительстве базы отдыха «Джанхот». Для водоснабжения города Новороссийска делали реконструкцию Неберджаевского водохранилища, где высота плотины 42 метра, туннель водосброса – водоспуска длиной 260 метров. Строили надежно - когда тонули при катастрофическом наводнении Крымск, Новоукраинка и Нижнебаканский - станица Неберджаевская не пострадала. Водохранилище с плотиной саккумулировли пик паводка, в дальнейшем уровень плавно сбросили.
Река Абин часто преподносила сюрпризы, особенно в конце 70-х годов. После этого построили дамбы обвалования, где основные работы выполнила ПМК Абинская - старший прораб, начальник строительного участка Владимир Михайлович Ткаченко.
За историю ПМК-16 в ней проработали кто всю свою трудовую жизнь, кто меньше, порядка 4 тысяч человек. Работа и сложная, и тяжелая, в полторы смены с выходными по скользящему графику (часто без выходных для ИТР). Планерка перед отправкой вахты в 5.40. Редкие сельскохозяйственные работники выходили в поле так рано вместе с нами. Много удаленных объектов, поэтому у нас иногда было до 2 вертолетов. Однажды его мне дали для использования как сотовый телефон, которых тогда не было. Коллектив был хоть требовательный, но не кляузный, дружный, сработанный, высококвалифицированный. Удивляли своим мастерством: лауреаты Государственной премии СССР бригадир-скреперист Леонид Иосифович Пивоварчик, после загранкомандировки в Ирак машинист автокрана, Почётный мелиоратор РСФСР скреперист Николай Яковлевич Боцман, бригадир комплексной строительно-монтажной бригады Михаил Андреевич Кривонос, награжденный орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть».
У бригадира комплексной строительно-монтажной бригады Константина Дмитриевича Щёголева всегда были самые сложные объекты, поэтому и лучшее качество. Есть такая закономерность. Хорошо работали девчата отделочной бригады штукатуры-маляры-плиточники, которой руководила Раиса Фроловна Шалькова. У нас трудились бригадир, бульдозерист, монтажник Петр Иванович Корниенко - рассудительный, эрудированный, расчетливый и универсальный, крановщик Николай Петрович Курдюк – квалифицированный, экономный, аккуратный, сам - гарантия безопасности.
Бульдозерист Александр Евгеньевич Яковцов работал, как чертил циркулем.
Сергей Михайлович Демьяненко мастер на все руки - машинист К-701 в агрегате со скреперным ковшом, столяр, водитель.
Всегда работали под главным лозунгом инженеров «лучшее решение всегда есть» прорабы Юрий Иванович Тарасенко, Александр Ефимович Шальков, Виктор Дмитриевич Кучеренко, старший инженер ПТО Валентина Алексеевна Землянская. Выпускники гидрофака разных близких выпусков, практически одновременно собравшихся на самом сложном строительно-монтажном участке гидротехнических сооружений в должности мастеров и доработавших до старших прорабов - начальников участка Владимир Адольфович Чуприна, Ростислав Игоревич Цытович, Анатолий Николаевич Игнатенко. И я – мастер, главный инженер, директор с 2011 года, (даже значительно раньше) председателЬ совета директоров «Краснодарводстрой» в течение 4 лет. Значительный вклад в работу ПМК и становление Абинска внесли прораб Иван Васильевич Литвяхов, ранее возглавлявший «Абинкапстрой», старший диспетчер Василий Павлович Анискин, заместитель директора по общим вопросам Константин Александрович Дегтярёв.
Через несколько лет ПМК-16 стали называть кузницей кадров, если мастера или инженера переманивали в другую организацию, то на должность главного инженера, например, Ольгу Алексеевну Глинскую. Выходцы ПМК возглавляли город Абинск и Абинский район.
Значительное количество работников имели государственные награды от лауреата Госпремии СССР, орденов, медалей и грамот до Знамени победителей соревнований. Были периоды, когда одновременно в ПМК-16 получали Знамена района, управления «Краснодарводстрой», главка «Главкубаньрисстрой», Краснодарского края, ЦК ВЛКСМ и еще какие-то комсомольские и профсоюзные награды.
Особо следует отметить нашего старейшину и наставника, старшего прораба, начальника строительно-монтажного участка №4 Михаила Дмитриевича Третьякова, Заслуженного мелиоратора России Владимира Сергеевича Тюрина.
Почетным званием «Заслуженный строитель Кубани» отмечены: главный инженер Виктор Павлович Билабаев, всегда находящийся на острие проблем сложнейших объектов, безупречно честный и ответственный; машинист К-701 в агрегате со скрепером Илья Степанович Зубов и еще целый ряд наших коллег. Награждены орденами Трудового Красного знамени бригадир скреперной бригады Владимир Николаевич Кокарёв, машинист бульдозера Дмитрий Мифодьевич Чумаков. Орденом «Знак Почета» бригадир столяров Виталий Петрович Дудник, бригадир скреперистов Эдуард Яковлевич Пидяшенко, слесарь-тракторист Виктор Дмитриевич Анопка. Династия Михаила Прохоровича Шабурова и сейчас известна своим мастерством в городе.
Затем закончились специалисты - от инженеров до машинистов бульдозеров, скреперов, экскаваторов, кранов, по возрасту, силам, главное зрению. Работа очень точная, отклонение плюс минус 4 сантиметра, трудно спланировать чек площадью 6 га, а то и 8 га. Преемственность поколений, передача опыта разорвана. Молодежи внушили, что компьютер – это все, продолжают внушать про цифровые технологии, вот они и сидят в «Одноклассниках», пасьянсах и приколах. А компьютер не выращивает и не печет хлеб, не производит кирпич и не выполняет каменную кладку. Но предпочитают мужики сидеть на кассе в «Магните» за 10-15 тысяч рублей, чем обучившись, управлять механизмом в поле за 40-60 тыс. руб., а то и гораздо больше. Да и учиться негде, за оплату выдадут документы - научите работать сами. Всему хорошему приходит конец: мы, ветераны ПМК, дошли до пенсии и потихоньку разошлись. Так ПМК-16 заканчивает свою славную историю. Сейчас там руководит проработавший здесь практически на протяжении всей истории предприятия наш старейшина Александр Васильевич Цысов.
Город Абинск и передвижная механизированная колонна №16 ордена Трудового Красного Знамени управления строительства «Краснодарводстрой»
Абинск – станица или город? Что стало стимулом для превращения сельского тихого поселения в индустриальный город? Расположен он на федеральной трассе между Краснодаром и Новороссийском – крупным портом на Юге СССР. И это сыграло свою решающую роль. России нужно было осваивать новые порты на побережье Чёрного моря и для этого строить сухопутные пути к ним.
Здесь во времена императора Александра II решали, как пойдет железная дорога в порт Новороссийск: как сейчас, или через станицу Шапсугскую и главный Кавказский хребет. Такой план строительства был, ссылаюсь на вкладыш к проекту, где было расписано в смете всё, включая банкет на 200 душ при вводе в эксплуатацию, подписанной царём. К этому возвращались в 1947 году при восстановлении после войны. А из двухколейки, взорванной в ходе боёв, солдаты смогли, вырубая вручную ровные куски кузнечными зубилами и рассверливая отверстия под стыковочные накладки коловоротами и ручными дрелями, собрать один путь. Так и по сей день через Абинск идёт один путь в крупнейший Южный порт России, а насыпь исполнена под два пути.
Из воспоминаний моего отца: именно у нас была первая скважина России. В честь её 100-летия отцу вручили медаль. Оттуда же был проложен первый нефтепровод в стране, строили его один сварщик и один подручный. Из-за парафинов работал нефтепровод не эффективно, его разобрали и собрали по трассе Хадыженск-Туапсе. Музейный экспонат - фрагмент того трубопровода, хранится в Краснодаре на входе в «Кубань-транснефть». Именно нефтяники, которые как Николай Артемович Половной, отвоевав войну и получив образование, вместе с моим отцом из местного речного гравия устраивали фундаменты под паровые машины, собирали вышки для бурения из бревен на скрутках и скобах (знаю где, они показывали). Именно нефтяники дали старт развития станицы Абинской в город. Роль нефтяников отражена в документальном фильме, дипломной работе Эльдара Рязанова.
Нефтяники сделали много и импульс их деятельности ощутим по сей день.
По мнению многих жителей, существенный вклад в жизнь города внёс наш коллектив: в создание рабочих мест, росте квалификации, экономическом благосостоянии, строительстве жилищного фонда, объектов культуры и спорта, коммуникаций и инфраструктуры.
В 1968 году в городе Абинск в составе ордена Трудового Красного Знамени Управления строительства «Краснодарводстрой» со статусом треста, - старейшей строительной организации Краснодарского края - создана передвижная механизированная колонна №16. ПМК-16 организационно с другими трестами, ПМК, предприятиями стройиндустрии, комплектации и поставок, транспорта и другими структурами, объединялось Главком «Главкубаньрисстрой», имевшего статус республиканского министерства (таких в СССР было всего два).
Основное направление деятельности – выполнение Постановления Правительства СССР 1966 года – широкое развитие мелиорации земель.
Первым начальником ПМК №16 был Евгений Васильевич Коробков – опытнейший, образованный инженер. Позднее он был переведен управляющим в организовывающийся в Главке трест «Приазоврисстрой».
Для ПМК-16 выделили площадку за городом, за железной дорогой. Это был выгон для лошадей, поставляемых в Откормсовхоз по железной дороге для экспортирования через порт Новороссийск с небольшими, ветхими турлучными постройками и амбарчиком из бутового камня. Он сохранился по настоящее время.
Рядом установили строительные полевые вагоны, подвели дорогу, водопровод, электроэнергию. В этом полевом стане разместили администрацию, отделы, слесарную, токарную мастерские и другое. Ряд вагонов установили по окраине Абинска, образовав улицу Ипподромную. На ней потом построили сборно-щитовые дома-бараки, общежитие и малосемейный дом – позже он был реконструирован, эксплуатируется и сейчас.
Синхронно велись гидротехнические мелиоративные работы в поле, техника уходила и возвращалась на базу. Грязь была – трудно пройти. По воспоминаниям тогда молодых специалистов, проживающих в общежитиях и вагонах, Ларисы Алексеевны и Владимира Сергеевича Тюриных и других, в центр, называли его «сити», магазины, баню, кино и танцы ходили в сапогах-«забродах», в районе железнодорожного вокзала у знакомой бабушки в сарайчике переобувались. Ночью по возвращению – обратный процесс.
Для рассказа об этом пользуюсь воспоминаниями моих коллег, так как моя трудовая книжка начинается в 1969 году.
На каникулах между 9 и 10 классами работал поисковым рабочим в Прикубанской геологоразведочной партии, расположенной в станице Холмской. Изыскания велись в основном в чаше будущего Краснодарского водохранилища и вокруг него – производилась разведка на добычу инертных строительных материалов. В 1978 году, к 10-летию ПМК №16, после окончания института, распределялись сюда и мы с Татьяной Владимировной. Приступили к работе. Я – мастером строительного участка №4.
За эти 10 лет была развернута и отстроена база ПМК с бетонными дорогами по улицам Вокзальной и Ипподромной, мощной электроподстанцией 400 КВА и разводящими электролиниями, артезианской скважиной и водопроводами (теперь ПМК подавала воду и в город). Множество объектов требовало координации и потому ПМК построила линии связи междугородней, городской, местной, прямой, установила радиостанции между ПМК и управлением, участками, объектами, позже при нас добавилась радиорелейная связь между всеми. Жильё и производственные помещения требовали тепло и были построены котельные - небольшая в комплексе ремонтно-механических мастерских и значительная, на всю базу и прилегающий наш городок, правда, пока на жидком топливе (от Газпрома, народного достояния, уже тогда были только крючки при согласованиях). Начата прокладка канализации и газификация. К первоначальным двум трассовым мастерским добавились цех моечный, затем мойка, сварочный, арматурный, пилорамный, деревообрабатывающий с перспективой для всего «Главкубаньрисстроя», центральный склад, склад горюче-смазочных материалов, позже его довели до объема 850 куб. м. Создали и техническую библиотеку.
Параллельно на улице Ипподромной были построены 2-х квартирные домики и 2-х этажный многоквартирный с детской площадкой. В городе в районе военкомата - там была трубная база нефтяников, в 1972 году завершилось строительство микрорайона из 2-х этажных многоквартирных домов.
Отдел рабочего снабжения управления разместил в предоставленных постройках у военкомата магазин, а на базе магазина и современную, хорошо оборудованную и уютную столовую. Впоследствии добавлен хороший кондитерский цех. Всё это было очень популярно в городе. Строительные участки и крупные объекты имели полевые столовые и буфеты, обслуживались автолавками по графику.
Построено административно-хозяйственное здание с преодолением очередных бюрократических причуд – конторы не строить. Дали вагончик на выгоне для лошадей – вот инженеры и считайте там на коленке. Замаскировали проект здания под учебный корпус.
Построенные оросительные системы надо было эксплуатировать, и для этого построена база с административно-хозяйственным зданием, мастерскими, боксом для техники, складами и благоустройством территории Абинского управления оросительных систем «Крайводхоза», а также несколько 2-х этажных многоквартирных домов для них и 2-квартирных коттеджей ПМК по улице Заводской. Там же возникли и гаражные кооперативы при содействии ПМК-16.
Следующим начальником был Геннадий Александрович Суров, который очень много сил вложил в становление города и мелиорацию земель. Впоследствии был переведен с повышением управляющим трестом «ВолгоДонстрой», затем вернулся и возглавлял Абинский район, уже в смутное время.
Строительство города продолжалось: по улице Пионерской появились 2-х этажные многоквартирные дома, в микрорайоне на пересечении с улицами Советов и Красных Таманцев - дом и два 2-квартирных коттеджа. Строили социальные объекты. Так появился комплекс спортивных залов с переходом в школе №1. Еще раньше – спортивный зал в интернате. Это был первый спортзал в городе Абинске, за это коллективу ПМК-16 разрешили там встретить Новый год после детей. В той же школе №1 появились учебные мастерские, а в СПТУ №30 – учебные мастерские, тир, общежитие. Мы выполняли там постоянные ремонты, построили и содержали трассовую мастерскую (до сих пор числится на балансе ПМК-16), так как училище было наше, оно готовило машинистов бульдозеров, скреперов, Кировцев, сварщиков и прочих специалистов. В ПМК они проходили практику, нарабатывался реальный производственный опыт и навыки. Лучших специалистов отдавали в СПТУ-30 в качестве мастеров производственного обучения и закрепляли наставниками на практике и на производстве.
Был построен и содержался детский сад №33, весь персонал числился в штате ПМК-16. Около него - электрическая подстанция, газораспределительная станция, котельная, которая после реконструкции отапливает значительную часть города (коммунальщики после передачи её им на баланс так обрадовались, что варварски уничтожили 2-3 хороших котельных, сбросив с себя заботы по их содержанию). Точку подключения газа нам дали в районе хутора Бережного. Предстояло перейти реку Абин, по западной стороне обойти Абинск, проколами пройти под железной дорогой (работы нужно было согласовать в городе Ростов в управлении Северо-Кавказской ж.д.), автомобильной дорогой, выйти к южной окраине в направлении станицы Шапсугской и довести до центра города к котельной.
Здесь завершался 75-квартирный 5-этажный «аптечный» дом по улице Пролетарской, закладывался такой же по проспекту Комсомольскому и 2 корпуса узла связи.
В 1983 году директором был назначен Владимир Сергеевич Тюрин, а я - главным инженером. В работе нам очень помогали квалифицированные специалисты: начальник городских энергосетей Петр Владимирович Градинаров; начальник комунхоза, в последствии начальник отдела коммунального хозяйства райисполкома – Петр Васильевич Шевченко. Следует также вспомнить главного инженера райгаза – Валентина Дмитриевича Панченко и директора – Виктора Семеновича Кучеряева. Они отлично знали свое хозяйство, понимали значение развития сетей коммуникации для города, быстро и рационально выдавали технические условия, обеспечивали подключения и оперативные переключения. В свою очередь, ПМК-16 бурила кусты артезианских скважин, прокладывала к своим объектам водопроводы, канализацию, устанавливала емкости на водозаборе, строила электростанции и линии электропередач, охватывая коммуникациями добрую часть города. Коммунальщики это расширяли и разветвляли, опираясь на свои, прямо скажем, скудные ресурсы. Приходилось помогать техникой, материалами, выполнением работ по капитальному ремонту и совершенствованию новой базы городских энергосетей. Полгорода снабжалось по сетям на гнилых деревянных опорах. Появились с трудом добытые П.В.Градинаровым железобетонные, были и у нас под наши объекты. И тут начался период бордюров для приобретения городского вида. Волевым партийным решением все запасы опор растащили и разбросали в качестве несуразных клиновидных бордюров. Петр Владимирович чуть не плакал.
Но город все-таки совершенствовался, база ПМК – тоже. Реконструирован растворобетонный узел. Котельная переведена на газ и реконструирована. Построены 2 здания для хранения техники, гараж с цехами для ремонта и обслуживания автомобильной техники. В городе завершено строительство второго 75-квартирного дома и выросли 8 четырехэтажных 32-квартиных панельных домов. Тут сейсмичность подняли на 1 балл (наша наука придумала себе новую работу), а периодичность увеличили на один порядок. Нет сейсмоустойчивых проектов - привезли среднеазиатские. На заводах железобетонных изделий нет оснастки - железобетонные консоли изготовили сами, выдержали и пропарили на котельной и все-таки построили два трехэтажных дома для работников Управления оросительных систем на улицах Нефтепромысловой - Красных Таманцев. Новые требования по сейсмике прервали работу на некоторое время и скомкали генеральный план застройки микрорайона ПМК-16 и других мелиораторов.
Следует отметить, что на застраиваемых площадках хозяевам сносимого жилья предоставлялись квартиры по нормам, но не меньше, чем они имели, компенсировали стоимость построек и насаждений – от деревьев до каждого кустика клубники. Эта работы по переселению шла с опережением, люди не страдали. Часть этой высвободившейся площади была использована позже Абинским электрометаллургическим заводом с фундаментом и частью благоустройства под их жилые два дома.
(вставка) В 1985 году в мартовском номере газеты «Восход» об успехах коллектива рассказал В. Карпов, председатель профкома ПМК-16: «Награда за ударный труд
Коллектив ПМК-16 чествовал своих лучших представителей. Это механизированная бригада Э.Я. Пидяшенко, это монтажники М.А. Кривоноса, это бригада отделочников Р.Ф. Шальковой, это воспитатели первой старшей группы детсада «Звездочка», это победители социалистического соревнования других подразделений ПМК.
Чествование – награда за ударный труд на протяжении всего 1984 года: на рисовой системе, на строительстве жилья, в деревообрабатывающем цехе, мастерских, среди детей. Люди работали, не считаясь со временем, затратами энергии – особенно в дни, когда коллектив встал на ударную трудовую вахту в честь 40-летия Победы.
И вот пришла награда. Она – и в грамотах, ценных подарках, она – и в песнях, подаренных мелиораторам, монтажникам, мастерам, штукатурам, воспитателям.
А впереди – новые трудовые дела. Вахта в честь юбилея продолжается.
Впереди и ударный труд в день коммунистического субботника, в честь 115 годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина. С инициативой провести который снова выступили лучшие трудовые коллективы города Москвы».
С ростом объёмов работы множилось и техническое вооружение предприятия. ПМК-16 в развитии достигла следующих максимальных чисел:
- скреперы в агрегате с гусеничными тракторами - до 100;
- бульдозеры – до 20;
- экскаваторы различные – до 20;
- «Кировцы» - до 18;
- краны автомобильные – до 17;
- краны прочие – до 5;
- трубоукладчики, грейдеры, каналокопатели, насосы, компрессоры, копровое оборудование, длинобазовые планировщики, корчеватели, мелиоративные бороны и т.д. и т.п., вся линейка навесного оборудования;
- численность работающих – до 860 чел.;
- в том числе инженерно-технических – до 42 чел.;
- объем земляных работ – до 9 млн. куб м/год;
- объем бетонных работ – до 111 куб м/см. продленную;
- жилье – до трёх 32-квартирных дома, 96-квартирных в год;
- имело собственного жилья (свой ЖКО) на момент передачи – 36 тыс. кв.м. (Такое интересное сравнение: остального жилья город имел, включая построенное ПМК не для себя, – 26 тыс. кв.м);
- объем выполненных работ, генподряд – до 7 млн. руб/год;
- собственными силами – до 5 млн. руб/год.
Рекордная прибыль - 1340 тыс. рублей - не «деревянных», это примерно 2 миллиона долларов. Это позволяло нам развивать собственное промышленное, социально-жилищное строительство. Многие ПМК старались оставаться на специализированных, гидротехнических и гидромелиоративных работах, сокращая промышленно-гражданское строительство, хотя оно обеспечивало кадры – получить реально квартиру – привлекательно, но, заявив в план собственное строительство и не выполнить – большая ответственность. Если задумал строить - проводи предварительную работу: составляй план проектирования, технические условия, отселение, снос, компенсации, оформление земли, проектирование, план подрядных-субподрядных работ, получи лимиты на газ, материалы и т.д. Спрашивали строго. Когда выполняли план, нас практически всегда загружали другими задачами, как с компанией по ликвидации жилья в бараках и вагонах. Построили жильё и для расположенных в городе Крымске ПМК-2 и участка ПМК-10.
Сдавать объекты было непросто, они не входили в план города и района – собственное строительство ПМК-16 мало кого волновало, до конца года все затягивалось. В конце года план города и района часто не выполнялся и наше жилье как-то причислялось к нему и принималось.
Перечислить все объекты сложно в Абинске: узел связи, водосбросное сооружение под проспектом Комсомольским (у школы №38), свайные фундаменты самой школы, студия художественной школы и витражи актового зала Дома молодежи, танцплощадка, коттедж Управления оросительных систем у вантового пешеходного моста, здание Стройбанка – ныне прокуратура, здание банка по улице Исполкомовской, капремонты и реконструкции в школах, объектах культуры.
В поисках работы, когда всё останавливалось, нашли и построили коттеджный микрорайон «Мегионнефтегаз» на въезде со стороны Краснодара, «Юганскнефтегаз» на северо-восточной окраине города у садов «Алма Продакшн», и у них же в садах выполнили гидромелиоративные работы.
Нам помогало и внесшее тоже большой вклад в строительство Абинска ПМК, возглавляемое Александром Григорьевичем Таран. Мы им – тоже: на отделке фасада гостиницы (так и не стала таковой – утонула в бюрократии) и рядом, напротив на благоустройстве кинотеатра.
По максимуму ПМК-16 имело 3 строительно-монтажных участка по 3-4 бригады, специализирующихся на земляных работах, 2 из них имели еще и по монтажной бригаде; 4-й строительно-монтажный участок гидротехнических сооружений (насосные, мосты, акведуки, дюкеры, подпорные, сбросные, водовыпускные, водоспускные, сопрягающие и прочие гидротехнические сооружения); 5-й строительно-монтажный участок промышленно-гражданского строительства; прорабский участок на побережье в городе Геленджик (в межсезонье в поле работы сокращались, силы концентрировали там); база с участком подсобного производства (растворобетонный узел, арматурно-сварочный цех, небольшой полигон железобетонных изделий, деревообработка достаточно глубокая); солидные ремонтно-механические мастерские и гараж в основном специальной и технологической техники. Отдельная бригада культур-технической мелиорции.
Был в ПМК ещё прорабский участок в городе Торжок на объединенных предприятиях строительной индустрии «Главнечерноземводстрой», эстакада мазутослива, с приемником, резервуарным складом, насосной, особой системой пенотушения, складом соли, котельной) – это была помощь Кубани Нечерноземью.
Кроме этого, из-за близости к Абинскому центру Челябинского тракторного завода, именно в ПМК-16 находился обменный пункт техники и основных узлов для «Главкубаньрисстроя» – парк заменяемых ремонтных комплектов, ПЗРК и тракторов ЧТЗ – вокруг сновало полкрая механиков. Приезжавшая комиссия ЧТЗ была сильно удивлена числом техники, интенсивностью использования, налаженным обслуживанием, работой мобильной бригады технического обслуживания в поле, не прерывая работы бригад. Журнал и рационализаторские предложения попросили перекопировать, высылать копии в дальнейшем и рассчитывались запасными частями, что было в то время дороже денег (да и сейчас хороших не приобретешь).
Был период, когда будущая автоколонна №3 входила в состав ПМК-16. Был единый строительно-транспортный комплекс. Из-за близости к цементным заводам значительная часть цементовозов была сосредоточена тут для всего «Главкубаньрисстроя».
Решая проблему складирования и хранения, можно было при всяких погодных и организационных заминках перехватить дополнительный цемент – хлеб стройки.
Не крайний (дурацкое, модное слово), а именно последний по собственному строительству 5-этажный 50-квартирный дом построили достаточно быстро. Просчитали начало ситуации полного развала экономики, убедили коллектив и очередников на получение квартир, что если сейчас не построить быстро, то никогда у них не будет жилья. Решили, кого с минимальным ущербом для производства переквалифицировать на общестроительные работы. Пообещали и выполнили поддержку в заработной плате, усиление звеньевыми и бригадирами из числа квалифицированных опытных рабочих. Согласовали с каждым очередником замену ненужных работ, традиционно зря выполняемых в квартирах, на необходимые для выполнения за счет сэкономленных средств. Отделать места общего пользования (крыльцо, фасады, лестничные клетки). Не выполнять врезку приборов входных дверей, установку эмалированных моек, окраску, побелку и другое, что новоселы переделывают с радостью на свой вкус, без этого стройка дешевле и проще. Взамен выполнить шпатлевку и грунтовку в неоспоримых местах. И дом успешно ввели.
Когда мелиоративные объекты перестали государством полностью финансироваться, коллективу пригодились вторые специальности, например, на таком объекте, как офисное здание с магазином «Зори Кубани» у железнодорожного переезда. Сами запроектировали и построили, но «купцы» так и не доплатили. Нет купеческого слова, не те пока.
Чтобы выжить, в ПМК брались за любые работы.
Социально значимые объекты нами построены в селе Светлогорском - школа, единственная в Российской Федерации, введенная в этот год при 150 закрытых. Там же – культурно-спортивный досуговый клуб. Как всегда, на своих объектах выполняла свои функции и помогала Людмила Александровна Созинова и руководитель района Александр Тимофеевич Васильев, остальные только мешали. Это стоило многих сил и здоровья начальнику участка, впоследствии главному инженеру ПМК-16 Виктору Павловичу Балабаеву. Нас доводили устаревшими, нелогичными решениями; убыточными посредниками, взаимозачетами вместо реальных денег. В России они давно были запрещены, а в крае продолжались.
Выполняли культуртехнические работы на неудобьях под закладку новых садов, а также в садах для обновления. Построили орошаемый участок яблоневого сада с капельным орошением.
В поселке Ахтырском достроили эксплуатационный участок райгаза по формальному проекту. В интернате смонтировали сборный наружный бассейн, в больнице делали капремонт.
В станице Холмской построили пешеходный мост, выполнили работы на элеваторе, рисовом заводе, базе для перевалки удобрений на железнодорожной станции «Линейная». Нашим был объект - дорога Синегорск – река Зыбза (Цветмет), площадки нефтяных шламов. Выполняли мы реконструкции животноводческих ферм, строили силосные траншеи, пожарную дорогу в Эриванской по щели Сосновая, конюшню, поля орошения очищенными канализационными водами, воинское захоронение в станице Шапсугской – всего не перечесть. Не найти в районе поселение, где ПМК-16 не работала и ничего не построила. Но главная наша работа выполнена в поле. Здесь и не перечесть по Абинскому району и Краснодарскому краю внушительные гектары рисовых, орошаемых, осушаемых систем, культурных пастбищ; километры каналов, трубопроводов, линий электропередач, линий связи; число наблюдательных скважин, гидрометрических створов, гидротехнических узлов, различных сооружений, мостов, электроподстанций и конечно различных насосных станций. Коммуникации выполнялись с перспективой на рост не только мелиорации, но и поселений.
Следует указать разнообразие, географию, характеристики некоторых объектов: в хуторе Кувичи насосная станция №10 в опускном колодце на глубину 12 м, в облегченном сборном железобетонном варианте (42 панели по 17,5 тонн), диаметром 20 м, в тексотропной рубашке (жидкая при погружении, застывает при производстве, по окончанию вибрацией переводится в жидкое состояние и замещается выдавливанием растворобетонной смесью и схватывается). Первые опыты в СССР. Производительность 20 куб. м в секунду на высоту (напор) 8 м, 4 агрегата по 5 куб. м/сек. Вес насоса 9 тонн; электродвигателя – 15 тонн (ротор 7 тонн, статор 8 тонн). Монтаж-демонтаж по частям, там еще - монтажная рама электродвигателя, вал, все вертикально.
У дороги Абинск-Варнавинское насосная станция №19 на закрытую оросительную сеть (трубопроводы диаметром с 0,8 м) с элементом логики «Парус» (компьютер, это тогда, когда такого слова не было).
Мы к концу сезона выполнили план по всем показателям, создали задел на следующий год по опережающему строительству насосных станций, т.к. это сложные объекты к мелиоративным площадям. Собирались спокойно встретить Новый год. Этот задел нас не подвел. Министерство Минводхоз СССР не выполнял план по главному показателю – вводимым площадям, а после установления постоянного снежного покрова СНиП принимать площади запрещает. На Кубани постоянный снежный покров не устанавливается (география, климат) по отчетам вычислили наш объект и площадь как надо – более 600 га и насосная станция при ней. Ну вот и началось: нам позвонили, прилетели, убедились в выполненных объёмах. Пообещали и дали все, даже телефон Главного распорядительного управления Минводхоза СССР – звонить в любое время. Не всем, особенно специализированным субподрядчикам, была понятна эта проблема срочного пуска, хотя указания они получили. Связисты, например, как сейчас помню, предъявили отписку – не можем приступить к работам, т.к. вы не передали нам канифоль, припой, фольгу и т.д. Пришлось рассказывать про телефон и «любое время».
Задание выполнили достойно, а в 2016 году к 50-летию Постановления этот случай похоже опять вычислили, пригласили в Колонный зал. Там нас оказалось 5 человек с нашего факультета из одного только выпуска со всей России.
В это время современный, работающий объект с дождевальными машинами «Днепр» был уже давно уничтожен. Машины в металлоломе, они алюминиевые, а оборудование насосной в подземной части без демонтажа засыпано грунтом и забетонировано полом, тогда за медью так не гонялись, как сейчас.
Выполнялись нами работы на Ильском нефтеперегонном заводе, Ильском предприятии детского питания, взлетной полосе аэродрома Ейска, расчистка реки Убин в Северской, строились жилые дома в Львовской, Яблоновском, капитальный ремонт рисовой системы в Михайловской, реконструкция Шапсугского водохранилища, строительство Таманского порта «Таманьнефтегаз», ремонт причалов Новороссийского рыбного порта. Попутно подремонтировали даже баржу – плавучие ремонтные мастерские (она железобетонная) – редкая технология работы с полимерпластбетонами.
Строили берегозащиту в посёлке Кабардинка на пляже базы отдыха администрации края. Там же 24-квартирный дом для персонала пансионата «Голубая волна» и его 4 корпуса в Геленджике. Пляж и 2 берегозащитные буны по 102 метра в море базы отдыха «Бетта» в щели Культурная в поселке Криница. Участвовали в строительстве базы отдыха «Джанхот». Для водоснабжения города Новороссийска делали реконструкцию Неберджаевского водохранилища, где высота плотины 42 метра, туннель водосброса – водоспуска длиной 260 метров. Строили надежно - когда тонули при катастрофическом наводнении Крымск, Новоукраинка и Нижнебаканский - станица Неберджаевская не пострадала. Водохранилище с плотиной саккумулировли пик паводка, в дальнейшем уровень плавно сбросили.
Река Абин часто преподносила сюрпризы, особенно в конце 70-х годов. После этого построили дамбы обвалования, где основные работы выполнила ПМК Абинская - старший прораб, начальник строительного участка Владимир Михайлович Ткаченко.
За историю ПМК-16 в ней проработали кто всю свою трудовую жизнь, кто меньше, порядка 4 тысяч человек. Работа и сложная, и тяжелая, в полторы смены с выходными по скользящему графику (часто без выходных для ИТР). Планерка перед отправкой вахты в 5.40. Редкие сельскохозяйственные работники выходили в поле так рано вместе с нами. Много удаленных объектов, поэтому у нас иногда было до 2 вертолетов. Однажды его мне дали для использования как сотовый телефон, которых тогда не было. Коллектив был хоть требовательный, но не кляузный, дружный, сработанный, высококвалифицированный. Удивляли своим мастерством: лауреаты Государственной премии СССР бригадир-скреперист Леонид Иосифович Пивоварчик, после загранкомандировки в Ирак машинист автокрана, Почётный мелиоратор РСФСР скреперист Николай Яковлевич Боцман, бригадир комплексной строительно-монтажной бригады Михаил Андреевич Кривонос, награжденный орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть».
У бригадира комплексной строительно-монтажной бригады Константина Дмитриевича Щёголева всегда были самые сложные объекты, поэтому и лучшее качество. Есть такая закономерность. Хорошо работали девчата отделочной бригады штукатуры-маляры-плиточники, которой руководила Раиса Фроловна Шалькова. У нас трудились бригадир, бульдозерист, монтажник Петр Иванович Корниенко - рассудительный, эрудированный, расчетливый и универсальный, крановщик Николай Петрович Курдюк – квалифицированный, экономный, аккуратный, сам - гарантия безопасности.
Бульдозерист Александр Евгеньевич Яковцов работал, как чертил циркулем.
Сергей Михайлович Демьяненко мастер на все руки - машинист К-701 в агрегате со скреперным ковшом, столяр, водитель.
Всегда работали под главным лозунгом инженеров «лучшее решение всегда есть» прорабы Юрий Иванович Тарасенко, Александр Ефимович Шальков, Виктор Дмитриевич Кучеренко, старший инженер ПТО Валентина Алексеевна Землянская. Выпускники гидрофака разных близких выпусков, практически одновременно собравшихся на самом сложном строительно-монтажном участке гидротехнических сооружений в должности мастеров и доработавших до старших прорабов - начальников участка Владимир Адольфович Чуприна, Ростислав Игоревич Цытович, Анатолий Николаевич Игнатенко. И я – мастер, главный инженер, директор с 2011 года, (даже значительно раньше) председателЬ совета директоров «Краснодарводстрой» в течение 4 лет. Значительный вклад в работу ПМК и становление Абинска внесли прораб Иван Васильевич Литвяхов, ранее возглавлявший «Абинкапстрой», старший диспетчер Василий Павлович Анискин, заместитель директора по общим вопросам Константин Александрович Дегтярёв.
Через несколько лет ПМК-16 стали называть кузницей кадров, если мастера или инженера переманивали в другую организацию, то на должность главного инженера, например, Ольгу Алексеевну Глинскую. Выходцы ПМК возглавляли город Абинск и Абинский район.
Значительное количество работников имели государственные награды от лауреата Госпремии СССР, орденов, медалей и грамот до Знамени победителей соревнований. Были периоды, когда одновременно в ПМК-16 получали Знамена района, управления «Краснодарводстрой», главка «Главкубаньрисстрой», Краснодарского края, ЦК ВЛКСМ и еще какие-то комсомольские и профсоюзные награды.
Особо следует отметить нашего старейшину и наставника, старшего прораба, начальника строительно-монтажного участка №4 Михаила Дмитриевича Третьякова, Заслуженного мелиоратора России Владимира Сергеевича Тюрина.
Почетным званием «Заслуженный строитель Кубани» отмечены: главный инженер Виктор Павлович Билабаев, всегда находящийся на острие проблем сложнейших объектов, безупречно честный и ответственный; машинист К-701 в агрегате со скрепером Илья Степанович Зубов и еще целый ряд наших коллег. Награждены орденами Трудового Красного знамени бригадир скреперной бригады Владимир Николаевич Кокарёв, машинист бульдозера Дмитрий Мифодьевич Чумаков. Орденом «Знак Почета» бригадир столяров Виталий Петрович Дудник, бригадир скреперистов Эдуард Яковлевич Пидяшенко, слесарь-тракторист Виктор Дмитриевич Анопка. Династия Михаила Прохоровича Шабурова и сейчас известна своим мастерством в городе.
Затем закончились специалисты - от инженеров до машинистов бульдозеров, скреперов, экскаваторов, кранов, по возрасту, силам, главное зрению. Работа очень точная, отклонение плюс минус 4 сантиметра, трудно спланировать чек площадью 6 га, а то и 8 га. Преемственность поколений, передача опыта разорвана. Молодежи внушили, что компьютер – это все, продолжают внушать про цифровые технологии, вот они и сидят в «Одноклассниках», пасьянсах и приколах. А компьютер не выращивает и не печет хлеб, не производит кирпич и не выполняет каменную кладку. Но предпочитают мужики сидеть на кассе в «Магните» за 10-15 тысяч рублей, чем обучившись, управлять механизмом в поле за 40-60 тыс. руб., а то и гораздо больше. Да и учиться негде, за оплату выдадут документы - научите работать сами. Всему хорошему приходит конец: мы, ветераны ПМК, дошли до пенсии и потихоньку разошлись. Так ПМК-16 заканчивает свою славную историю. Сейчас там руководит проработавший здесь практически на протяжении всей истории предприятия наш старейшина Александр Васильевич Цысов.