Оружие степных воинов
Нагайка – неизменный атрибут казака с самых древних времён. Происхождение этого названия тоже уходит в века и существует много версий его рождения. Ведь как только человек одомашнил лошадь, сразу же появилось это жестокое, в принципе, орудие для понукания коня. На Руси его называли плеть. Была и более длинная разновидность – кнут. У степных народов это – камча. А у казаков – нагайка. И у каждого войска – своя разновидность. Основные - донская и кубанская. Разница в том, что у кубанской нагайки в отличие от донской рукоять неразрывно связана с плетью. Еще широко известна нагайка яицких, уральских, сибирских казаков. Она более тяжёлая, толстая. Это – не только предмет для удара по лошади в азарте боя или погони за добычей, но и серьёзное оружие. В конец нагайки - шлепок – часто вплетен кусочек свинца, что придаёт убойную силу. В степях на табуны лошадей часто нападали волки, и казаки устраивали на них охоту с помощью нагайки. И легко убивали даже матёрых зверей.
Происхождение названия часто связывают с именем хана Нагая, племя которого разводило лошадей. Но, судя по словам старых казаков, тайна её названия гораздо проще – всадники нагайку для удобства затыкали в сапог, у ноги. Вот и получается – у ноги, нагайка. Её плели из отборных тонких ремней. Каждая часть нагайки имеет своё название. Рукоять – это хват. На торце хвата – железный наконечник – шалыга. Этим окованным торцом можно нанести убийственный удар. Хват переходит в обоймицу, которая ограничивает хват-рукоять. Сюда вплетен темляк – петля из узорного ремешка, которая одевалась на руку. Затем был укреп, украшенный махрой – тонко нарезанными ремешками – для красоты. Завершал орудие сарвень — оплетка ударной части. Это кожаные ремни, сплетенные вокруг витеня, центрального основного шнура со шлепком.
В русской литературе нагайка часто упоминалась писателями и поэтами – Львом Толстым, Михаилом Шолоховым, Анатолием Знаменским. И поэты не забывали вставить в свои строки слова о ней. Даже Александр Пушкин воспел нагайку:
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку…
Владимир Высоцкий нагайкой погонял своих коней в известной песне. И таких примеров можно привести много.
Казаки говаривали: «Нагайкой владеешь - силу имеешь». Умение владеть нагайкой, как оружием, было таким же обязательным, как фланкирование шашкой. Точно так же нужно было виртуозно, передавая из одной руки в другую, успешно защищать себя от ударов холодным оружием. Это практически такое же искусство, как владение нунчаками у японцев.
Не каждый всадник знал, как сплести жёсткую, надёжную и красивую нагайку. Этим умением владели редкие мастера среди казаков и кочевых народов. Эти изделия высоко ценились, служили дорогим подарком для друзей-кунаков, часто висели на ковре в хате или горской сакле рядом с драгоценными шашками и кинжалами. По народным традициям считалось, что нагайка может принадлежать только женатому мужчине.
Когда казак выдавал дочь замуж, то зять получал нагайку в подарок от тестя на свадьбу, её вешали в спальне. Старые нагайки никогда не выбрасывали. Они пропитывались конским потом и казаки считали, что это отпугивает нечисть, потому их крепили около люлек младенцев для защиты.
Нагайку у казаков и горцев сопровождали интересные обычаи. Например, её в знак уважения бросали к ногам гостя на пороге, он был обязан ее вернуть и обнять хозяина в знак уважения. Переступив без слова нагайку, человек демонстрировал своё неуважение к дому, нежелание прощать прошлую обиду. А вот обмен нагайками считался лучшим знаком дружбы и примирения. У казаков раньше существовал ещё один обычай: после смерти нагайку вместе с шашкой клали в гроб.
Прошло время забвения, возродилось казачество. Не забыли в казачьих семьях обычаи и традиции. И сегодня, когда казаки пересели с коней на бронетранспортёры и легковые автомобили, практически у каждого из них дома есть этот неизменный атрибут степняка-воина – нагайка.
Происхождение названия часто связывают с именем хана Нагая, племя которого разводило лошадей. Но, судя по словам старых казаков, тайна её названия гораздо проще – всадники нагайку для удобства затыкали в сапог, у ноги. Вот и получается – у ноги, нагайка. Её плели из отборных тонких ремней. Каждая часть нагайки имеет своё название. Рукоять – это хват. На торце хвата – железный наконечник – шалыга. Этим окованным торцом можно нанести убийственный удар. Хват переходит в обоймицу, которая ограничивает хват-рукоять. Сюда вплетен темляк – петля из узорного ремешка, которая одевалась на руку. Затем был укреп, украшенный махрой – тонко нарезанными ремешками – для красоты. Завершал орудие сарвень — оплетка ударной части. Это кожаные ремни, сплетенные вокруг витеня, центрального основного шнура со шлепком.
В русской литературе нагайка часто упоминалась писателями и поэтами – Львом Толстым, Михаилом Шолоховым, Анатолием Знаменским. И поэты не забывали вставить в свои строки слова о ней. Даже Александр Пушкин воспел нагайку:
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку…
Владимир Высоцкий нагайкой погонял своих коней в известной песне. И таких примеров можно привести много.
Казаки говаривали: «Нагайкой владеешь - силу имеешь». Умение владеть нагайкой, как оружием, было таким же обязательным, как фланкирование шашкой. Точно так же нужно было виртуозно, передавая из одной руки в другую, успешно защищать себя от ударов холодным оружием. Это практически такое же искусство, как владение нунчаками у японцев.
Не каждый всадник знал, как сплести жёсткую, надёжную и красивую нагайку. Этим умением владели редкие мастера среди казаков и кочевых народов. Эти изделия высоко ценились, служили дорогим подарком для друзей-кунаков, часто висели на ковре в хате или горской сакле рядом с драгоценными шашками и кинжалами. По народным традициям считалось, что нагайка может принадлежать только женатому мужчине.
Когда казак выдавал дочь замуж, то зять получал нагайку в подарок от тестя на свадьбу, её вешали в спальне. Старые нагайки никогда не выбрасывали. Они пропитывались конским потом и казаки считали, что это отпугивает нечисть, потому их крепили около люлек младенцев для защиты.
Нагайку у казаков и горцев сопровождали интересные обычаи. Например, её в знак уважения бросали к ногам гостя на пороге, он был обязан ее вернуть и обнять хозяина в знак уважения. Переступив без слова нагайку, человек демонстрировал своё неуважение к дому, нежелание прощать прошлую обиду. А вот обмен нагайками считался лучшим знаком дружбы и примирения. У казаков раньше существовал ещё один обычай: после смерти нагайку вместе с шашкой клали в гроб.
Прошло время забвения, возродилось казачество. Не забыли в казачьих семьях обычаи и традиции. И сегодня, когда казаки пересели с коней на бронетранспортёры и легковые автомобили, практически у каждого из них дома есть этот неизменный атрибут степняка-воина – нагайка.
Владимир Плешаков, старший научный сотрудник музея Абинского района