«Кубанский свадебный обряд»
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809121_povivanie-nevesty.png)
Слово семья, как и слова «хлеб и вода», не требуют расшифровки, оно впитывается с нами с первых мгновений жизни. Семья – это муж и жена, дети, родители, это дом, радость, заботы и невзгоды, это-любовь, традиции и обычаи. Создать семью непросто, а сохранить еще сложнее.
Кубань - это регион, богатый традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Среди многих кубанских обрядов, нет более красочного и волнующего, чем свадебный. Женились молодые люди в 17-19 лет. О качествах невесты судили, по ее родителям. Важно, чтобы она была из порядочной, хозяйственной семьи и приучена к рачительному ведению хозяйства.
Кубанская свадьба была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах.
Свадебные традиции не были одинаковыми во всех кубанских станицах. Но общий алгоритм до сих пор неизменен: сватовство, смотрины, венчание и торжество. Ритуал был продуман и подчинялся единственной цели - обеспечить молодым «кучерявое» будущее.
Считается, что пора свадеб - осень. Однако у кубанских первопоселенцев самым популярным временем для заключения браков считалась весна. А самым благоприятным днём для венчания и соединения новых пар - Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Старая пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».
Сегодня выбор спутника жизни - личное дело каждого. До середины ХIХ века судьбу детей решали родители. Пару искали своего круга, равного достатка, ценилась репутация семьи, с которой предстояло породниться. Позже стало допускаться, что молодые и сами могут «договориться». Часто это происходило на «досвитках» - молодёжных посиделках. Тут уж можно было и себя показать, и присмотреться. Если интерес обоюдный - это всегда чувствовали оба. Парень провожал девушку домой. Их отношения развивались. Он колечко ей мог подарить или бусы. Она вышивала для него кисет…». Также парень мог прийти к дому девушки, снять с головы шапку и перебросить её через плетень. (Важно, чтобы девушка видела, кто именно пришёл и бросил). Если шапка прилетала назад, это означало, что парень девушке не мил и строить планы о совместной жизни бессмысленно. И, наоборот, шапка бережно подобранная и унесённая в дом подтверждала взаимность чувств девушки и её готовность к замужеству. После этого парень мог считать себя женихом, с этим известием он шёл домой. Родители готовились к сватовству. К дому невесты направлялась целая делегация, жених, его родители и сваты. С собой несли хлеб.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809138_2.jpg)
Сватовство состояло из церемонии сговора, в ходе которого сваты договаривались о свадьбе, ее затратах, которые распределяли между сторонами. Все вопросы обсуждались детально и сразу, это уберегало от неприятных неожиданностей во время свадебного обряда. Назначалась и дата свадьбы. Но ни жених, ни невеста в переговорах участия не принимали.
Кстати свадьба, пожалуй, единственный обряд жизненного цикла, в котором сконцентрировано больше всего ритуальных действий с использованием хлебных изделий и практически на всём протяжении свадьбы. Потому что хлеб в традиционной культуре Кубани расценивался как святыня. Хлеб-символ здоровья, богатства и плодородия. Считалось, что хлебом человека наделяет Бог, в тоже время хлеб сам-живое, божественное существо.
В период сватовства хлеб выполнял функцию закрепления брачного соглашения. Булка свежеиспечённого хлеба являлась обязательным предметом, который обязаны были принести в дом сваты. Хлебу, приготовленному для сватовства, следовало придать определенный вид.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809219_3.jpg)
Пекли хлеб круглой формы, круг являлся одним из символов брака. Как правило, хлеб несли на рушнике (полотенце). Так же одним из условий было покрытие хлеба рушником. В символическом плане признак покрытия хлеба, означало «богатый», «сытый».
После того, как согласие на брак подтверждалось невестой и женихом приступали к разрезанию хлеба. Ритуал разрезания в большинстве случаев производился в присутствии не только родителей невесты, но и родителей жениха, которых после успешных переговоров могли пригласить в дом невесты.
В большинстве случаев невеста перерезала хлеб крест-накрест, зато нарезка пополам почти всегда объяснялась как особый знак отделения невесты от своего рода.
Если жених не подошел, сватов за стол не звали, а жениху выносили тыкву (гарбуз), что означало отказ. Бывали случаи, когда в раздумьях невеста просто оставляла хлеб у себя на несколько дней. А в случае неудачных переговоров, когда родители обеих сторон не пришли к согласию в размерах выкупа или приданного из-за этого молодым приходилось рвать свои отношения. Во многих кубанских станицах в ходе сватовства совершалось ритуальное действие, в процессе которого совершался обмен хлебом, что символизировало соединение двух родов.
Через два-три дня после успешного сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжали в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же, как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями - чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка до женитьбы, не выходит к жениху.
С холостой (незамужней) жизнью прощались накануне свадьбы на вечеринках - друзья жениха собирались у него в доме, и с ночёвкой в дом невесты приходили её подружки. Мальчишники были распространены не везде. Где-то женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. В иных станицах мальчишник проводили обязательно и вольную жизнь жениха знатно провожали, веселились до утра.
На девичьих посиделках принято было, чтобы невеста плакала. И девушка старалась, ведь чем больше нарыдает до, тем меньше слёз ей достанется после замужества.
Период между сговором и свадьбой длился 4–6 недель, чтобы молодые и их семьи успели подготовиться к свадьбе.
За несколько дней до свадьбы казаками отмечался «праздник подушки». В этот день переносили приданое невесты в дом жениха, в том числе одеяла и подушки. Родственники жениха принимали приданое и угощали гостей.
В день свадьбы будущая супруга вставала рано, обходила свой двор, прощалась со всем, что ей было дорого.
Вместе с подругами девушка ходила на кладбище, чтобы получить разрешение на брак уже покойных родственников.
Потом подруги относили жениху подарок невесты - свадебную рубашку. Они торопились застать его в кровати и долго мучили, надевая дар, застегнутый на все пуговицы. Парень откупался от девушек конфетами, цветами или даже духами, отдавал им платье и туфли для невесты, и девицы бежали обратно. У невесты обязательным элементом свадебной прически были кудри на челке. Для этого большой гвоздь раскаляли докрасна, смазывали его куском сала и накручивали волосы. Локоны укладывали вокруг лба и закрепляли венком, который символизировал чистоту невесты. Такой венок бережно хранился потом всю жизнь. Остальные волосы заплетали в косу.
Платье у невесты было белое, голубое или розовое, на плече красовался белый цветок - такой же должен был быть и на костюме жениха. Чтобы избежать сглаза, к подолу платья с четырех сторон прикалывали иголки, порой клали за пазуху ладан от злых духов. Жених был одет в военную казачью форму, сапоги и шапку-кубанку.
Молодой казак получал благословение родителей и шумной компанией на лошадях, с песнями и стрельбой из ружей отправлялся за избранницей.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809274_4.jpg)
Девушка сидела под образами на вывернутой шубе, что означало будущее богатство, и ждала, пока жених выкупит ее у родственников. Потом молодые шли венчаться в церковь. Перед выходом из храма сваха забирала венчальные свечи (их хранили в семье и зажигали в случае тяжелых родов).
После церкви свежеиспеченные супруги шли в дом родителей девушки, где их уже ждал праздничный стол. Обязательным атрибутом кубанской свадьбы был каравай, который воплощал идеи богатства, изобилия и счастливой доли, который выносили родители невесты на рушнике.
В фондах музея хранится такой свадебный рушник –хлебосольный. Одно из основных значений свадебного рушника – жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809340_5.jpg)
На свадебном рушнике изображены пара петухов, символизирующих жениха и невесту. Петух - это символ счастья, мужского здоровья и богатства. На рушнике птицы всегда расположены головами друг к другу. Крылья - опущены, тем самым символизируя готовность создать семью. Также неслучайно вышиты и цветочные орнаменты. Пышная роза в вазе - оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Ниже цветок мальва - символ девичества, целомудрия и юности. Преобладающий красный цвет тоже не случаен: красный - цвет солнца, тепла и красоты. И в том, что рушник длинный, больше 3-х метров, символизирует дорогу.
Свадебный рушник использовался только один раз. В наследство передавали только узор. После свадьбы рушник хранился в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни. Причем, если верить поверьям, рушники нужно скручивать в трубочку, тогда нечисть будет ходить по кругу и не сможет навредить семье.
Вернемся к свадебному караваю, пекли из сдобного теста, на изготовление которого уходило большое количество яиц, сахара, сметаны и масла. Как правило, на выпечку каравая приглашались замужние женщины, которые жили в ладу со своими мужьями, чтобы их семейное благополучие передалось невесте.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809395_6.jpg)
Пёкся каравай, как правило, в домах обоих родов с соблюдением традиционных правил и запретов и выполнением ряда обрядовых действий.
К соприкосновению с тестом не допускались вдовы, женщины, по каким-либо причинам разлученные со своей "половиной".
Некоторые кубанские обычаи описаны в работе Бондаря Н.И. Так, каравайное тесто перед выпечкой подвешивали к матице (центральная балка потолка), каравай готовили утром, сажать каравай в печь и вынимать должен был мужчина (примерный семьянин), но не лысый, желательно с кучерявыми каравая, по которым судили о жизни молодых. Например, если каравай лопнул, новобрачные "жить не будут". Поскольку каравай является воплощением плодородия и изобилия во многих славянских традициях его делали больших размеров.
Во время свадьбы каравай стоял, наряду с другими атрибутами, на столе перед женихом и невестой. Перед тем, как выпроводить молодых в дом жениха, староста выносил каравай за дверь и раздавали всем гостям. В некоторых станицах Кубани существовал обычай середину каравая отдавать жениху, невесте и их родителям, а остальное раздавали гостям.
Ещё одним универсальным символом кубанской свадьбы является свадебное деревце – гильце.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709813255_gilce.jpg)
Гильце на Кубани чаще всего изготавливали из ветки плодового дерева. И стволовую ветвь, и отростки окручивали тонкими полосками теста, после чего изделие запекали, а затем уже украшали. Гильце размещалось на столе в доме невесты (иногда и в доме жениха). Характер его украшения указывает на символику богатства, достатка и сопровождает невесту при переезде в дом жениха. Существовал обычай в завершение свадебного торжества разламывать гильце и раздавать гостям, что знаменовало расставание с девичеством и переход в новый статус.
Молодоженов одаривали, затем они выходили во двор, получали от матери невесты икону и благословение, и девушка навсегда покидала отчий дом.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709813337_svadba-111.webp)
Свадьба же перемещалась в дом жениха. Там на пороге родители встречали молодых, держа икону и хлеб-соль на рушнике. Супругов осыпали хмелем и монетами. Муж переносил жену на руках через порог, чтобы показать домовому, в семье появился новый человек, которого нужно оберегать.
Затем сваха заводила девушку в отдельную комнату с занавешенным углом, снимала с нее венок и расплетала волосы. Брат девушки отрезал часть волос тупым ножом и торговался за них с дружкой. Потом девушке делали уже две косы и повивали вокруг головы.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709809121_povivanie-nevesty.png)
После «повивания невесты» супруги принимали поздравления и «шишки» - свадебные булочки.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709814184_svadebnye-shishki.jpg)
Свадебные булочки пеклись по числу приглашённых гостей или в два раза большем количестве. Шишки имели универсальную для Кубани форму в виде "игольчатой», внешне напоминающей хвойную шишку. Изготавливали ее из дрожжевого, но не сдобного теста. «Рожков" на шишке может быть, как парное, так и непарное количество – от пяти до тридцати штук. На кубанской свадьбе шишками чествовали гостей при одаривании молодых. Новобрачные трижды кланялись, затем невеста подавала гостю шишку, а жених - водку.
Гости веселились на свадьбе до утра, а молодых поздним вечером провожали ко сну.
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709814220_svadba-na-kubani.jpg)
Утром второго дня сваха умывала у колодца невесту. Девушка бросала в колодец монетку, набирала воду и шла к свекру и свекрови, умывала их и вытирала своим полотенцем. Пока она была занята, в спальне молодоженов проверялась «честность» молодой жены.
Потом новоиспеченная жена звала гостей за стол. Мужу предлагалось разделать руками отварную курицу. По тому, как супруг разделывает птицу, смотрели, как он сможет «справиться» с женой.
Свадебное пиршество перемещалось в бывший отчий дом девушки. Гости шли туда веселой гурьбой. Женщины одевались в мужские вещи, мужчины - в платья. Именно на второй день родителей молодых катали по станице в тачках и могли (якобы случайно) уронить. И хорошо, если не в грязь и не в лужу.
Но и после «маскарадного» второго дня празднование свадьбы в станице не прекращалось. Был еще третий день - так называемые «куры».
В этот день гостей угощали пирогом – «лежень».
![](/uploads/posts/2024-03/medium/1709814276_lezhen.jpg)
Это пирог продолговатой формы. Иногда его делали с начинкой из распаренных и растертых с сахаром сухофруктов (абрикосы, жердели, яблоки, айва), смешанных с отварным рисом. Самые загулявшиеся гости воровали на подворьях птицу и варили из нее похлебку. Прихватывали и домашнюю утварь. Вернуть вещь обратно можно было, спев песню или выполнив шуточное здание. После «кур» станица возвращалась к обычной жизни.
Зав. картинной галереей
Кузьмиди И.А.
Кузьмиди И.А.