Версия сайта для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ

«Кубанский свадебный обряд»

Семья- это слово мы слышим каждый день, и настолько к нему привыкаем, что порой не задумываемся, что это слово значит. Из всех человеческих отношений семья - самое великое и древнее. Основные законы ее - верность, любовь, воспитание детей. 
Слово семья, как и слова «хлеб и вода», не требуют расшифровки, оно впитывается с нами с первых мгновений жизни. Семья – это муж и жена, дети, родители, это дом, радость, заботы и невзгоды, это-любовь, традиции и обычаи. Создать семью непросто, а сохранить еще сложнее.
Кубань - это регион, богатый традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Среди многих кубанских обрядов, нет более красочного и волнующего, чем свадебный. Женились молодые люди в 17-19 лет. О качествах невесты судили, по ее родителям. Важно, чтобы она была из порядочной, хозяйственной семьи и приучена к рачительному ведению хозяйства.
Кубанская свадьба была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах.
Свадебные традиции не были одинаковыми во всех кубанских станицах. Но общий алгоритм до сих пор неизменен: сватовство, смотрины, венчание и торжество. Ритуал был продуман и подчинялся единственной цели - обеспечить молодым «кучерявое» будущее.
Считается, что пора свадеб - осень. Однако у кубанских первопоселенцев самым популярным временем для заключения браков считалась весна. А самым благоприятным днём для венчания и соединения новых пар - Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Старая пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».
Сегодня выбор спутника жизни - личное дело каждого. До середины ХIХ века судьбу детей решали родители. Пару искали своего круга, равного достатка, ценилась репутация семьи, с которой предстояло породниться. Позже стало допускаться, что молодые и сами могут «договориться». Часто это происходило на «досвитках» - молодёжных посиделках. Тут уж можно было и себя показать, и присмотреться. Если интерес обоюдный - это всегда чувствовали оба. Парень провожал девушку домой. Их отношения развивались. Он колечко ей мог подарить или бусы. Она вышивала для него кисет…». Также парень мог прийти к дому девушки, снять с головы шапку и перебросить её через плетень. (Важно, чтобы девушка видела, кто именно пришёл и бросил). Если шапка прилетала назад, это означало, что парень девушке не мил и строить планы о совместной жизни бессмысленно. И, наоборот, шапка бережно подобранная и унесённая в дом подтверждала взаимность чувств девушки и её готовность к замужеству. После этого парень мог считать себя женихом, с этим известием он шёл домой. Родители готовились к сватовству. К дому невесты направлялась целая делегация, жених, его родители и сваты. С собой несли хлеб.
 
Сватовство состояло из церемонии сговора, в ходе которого сваты договаривались о свадьбе, ее затратах, которые распределяли между сторонами. Все вопросы обсуждались детально и сразу, это уберегало от неприятных неожиданностей во время свадебного обряда. Назначалась и дата свадьбы.  Но ни жених, ни невеста в переговорах участия не принимали. 
Кстати свадьба, пожалуй, единственный обряд жизненного цикла, в котором сконцентрировано больше всего ритуальных действий с использованием хлебных изделий и практически на всём протяжении свадьбы. Потому что хлеб в традиционной культуре Кубани расценивался как святыня. Хлеб-символ здоровья, богатства и плодородия. Считалось, что хлебом человека наделяет Бог, в тоже время хлеб сам-живое, божественное существо.
В период сватовства хлеб выполнял функцию закрепления брачного соглашения. Булка свежеиспечённого хлеба являлась обязательным предметом, который обязаны были принести в дом сваты. Хлебу, приготовленному для сватовства, следовало придать определенный вид.    
  
          
Пекли хлеб круглой формы, круг являлся одним из символов брака. Как правило, хлеб несли на рушнике (полотенце). Так же одним из условий было покрытие хлеба рушником. В символическом плане признак покрытия хлеба, означало «богатый», «сытый».
          После того, как согласие на брак подтверждалось невестой и женихом приступали к разрезанию хлеба. Ритуал разрезания в большинстве случаев производился в присутствии не только родителей невесты, но и родителей жениха, которых после успешных переговоров могли пригласить в дом невесты. 
В большинстве случаев невеста перерезала хлеб крест-накрест, зато нарезка пополам почти всегда объяснялась как особый знак отделения невесты от своего рода. 
Если жених не подошел, сватов за стол не звали, а жениху выносили тыкву (гарбуз), что означало отказ. Бывали случаи, когда в раздумьях невеста просто оставляла хлеб у себя на несколько дней. А в случае неудачных переговоров, когда родители обеих сторон не пришли к согласию в размерах выкупа или приданного из-за этого молодым приходилось рвать свои отношения. Во многих кубанских станицах в ходе сватовства совершалось ритуальное действие, в процессе которого совершался обмен хлебом, что символизировало соединение двух родов.
Через два-три дня после успешного сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжали в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же, как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями - чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка до женитьбы, не выходит к жениху.
 С холостой (незамужней) жизнью прощались накануне свадьбы на вечеринках - друзья жениха собирались у него в доме, и с ночёвкой в дом невесты приходили её подружки. Мальчишники были распространены не везде. Где-то женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. В иных станицах мальчишник проводили обязательно и вольную жизнь жениха знатно провожали, веселились до утра.
На девичьих посиделках принято было, чтобы невеста плакала. И девушка старалась, ведь чем больше нарыдает до, тем меньше слёз ей достанется после замужества.
 Период между сговором и свадьбой длился 4–6 недель, чтобы молодые и их семьи успели подготовиться к свадьбе.
За несколько дней до свадьбы казаками отмечался «праздник подушки». В этот день переносили приданое невесты в дом жениха, в том числе одеяла и подушки. Родственники жениха принимали приданое и угощали гостей. 
В день свадьбы будущая супруга вставала рано, обходила свой двор, прощалась со всем, что ей было дорого. 
Вместе с подругами девушка ходила на кладбище, чтобы получить разрешение на брак уже покойных родственников.
Потом подруги относили жениху подарок невесты - свадебную рубашку. Они торопились застать его в кровати и долго мучили, надевая дар, застегнутый на все пуговицы. Парень откупался от девушек конфетами, цветами или даже духами, отдавал им платье и туфли для невесты, и девицы бежали обратно. У невесты обязательным элементом свадебной прически были кудри на челке. Для этого большой гвоздь раскаляли докрасна, смазывали его куском сала и накручивали волосы. Локоны укладывали вокруг лба и закрепляли венком, который символизировал чистоту невесты. Такой венок бережно хранился потом всю жизнь. Остальные волосы заплетали в косу.
Платье у невесты было белое, голубое или розовое, на плече красовался белый цветок - такой же должен был быть и на костюме жениха. Чтобы избежать сглаза, к подолу платья с четырех сторон прикалывали иголки, порой клали за пазуху ладан от злых духов. Жених был одет в военную казачью форму, сапоги и шапку-кубанку.
Молодой казак получал благословение родителей и шумной компанией на лошадях, с песнями и стрельбой из ружей отправлялся за избранницей.
Девушка сидела под образами на вывернутой шубе, что означало будущее богатство, и ждала, пока жених выкупит ее у родственников. Потом молодые шли венчаться в церковь. Перед выходом из храма сваха забирала венчальные свечи (их хранили в семье и зажигали в случае тяжелых родов).
После церкви свежеиспеченные супруги шли в дом родителей девушки, где их уже ждал праздничный стол. Обязательным атрибутом кубанской свадьбы был каравай, который воплощал идеи богатства, изобилия и счастливой доли, который выносили родители невесты на рушнике. 
В фондах музея хранится такой свадебный рушник –хлебосольный.  Одно из основных значений свадебного рушника – жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена. 
На свадебном рушнике изображены пара петухов, символизирующих жениха и невесту. Петух - это символ счастья, мужского здоровья и богатства. На рушнике птицы всегда расположены головами друг к другу. Крылья - опущены, тем самым символизируя готовность создать семью. Также неслучайно вышиты и цветочные орнаменты. Пышная роза в вазе - оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Ниже цветок мальва - символ девичества, целомудрия и юности. Преобладающий красный цвет тоже не случаен: красный - цвет солнца, тепла и красоты. И в том, что рушник длинный, больше 3-х метров, символизирует дорогу.
Свадебный рушник использовался только один раз. В наследство передавали только узор. После свадьбы рушник хранился в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни. Причем, если верить поверьям, рушники нужно скручивать в трубочку, тогда нечисть будет ходить по кругу и не сможет навредить семье.
Вернемся к свадебному караваю, пекли из сдобного теста, на изготовление которого уходило большое количество яиц, сахара, сметаны и масла. Как правило, на выпечку каравая приглашались замужние женщины, которые жили в ладу со своими мужьями, чтобы их семейное благополучие передалось невесте. 
 
Пёкся каравай, как правило, в домах обоих родов с соблюдением традиционных правил и запретов и выполнением ряда обрядовых действий. 
К соприкосновению с тестом не допускались вдовы, женщины, по каким-либо причинам разлученные со своей "половиной". 
Некоторые кубанские обычаи описаны в работе Бондаря Н.И. Так, каравайное тесто перед выпечкой подвешивали к матице (центральная балка потолка), каравай готовили утром, сажать каравай в печь и вынимать должен был мужчина (примерный семьянин), но не лысый, желательно с кучерявыми каравая, по которым судили о жизни молодых. Например, если каравай лопнул, новобрачные "жить не будут". Поскольку каравай является воплощением плодородия и изобилия во многих славянских традициях его делали больших размеров. 
Во время свадьбы каравай стоял, наряду с другими атрибутами, на столе перед женихом и невестой. Перед тем, как выпроводить молодых в дом жениха, староста выносил каравай за дверь и раздавали всем гостям. В некоторых станицах Кубани существовал обычай середину каравая отдавать жениху, невесте и их родителям, а остальное раздавали гостям. 
Ещё одним универсальным символом кубанской свадьбы является свадебное деревце – гильце.
 Гильце на Кубани чаще всего изготавливали из ветки плодового дерева. И стволовую ветвь, и отростки окручивали тонкими полосками теста, после чего изделие запекали, а затем уже украшали. Гильце размещалось на столе в доме невесты (иногда и в доме жениха). Характер его украшения указывает на символику богатства, достатка и сопровождает невесту при переезде в дом жениха. Существовал обычай в завершение свадебного торжества разламывать гильце и раздавать гостям, что знаменовало расставание с девичеством и переход в новый статус.
Молодоженов одаривали, затем они выходили во двор, получали от матери невесты икону и благословение, и девушка навсегда покидала отчий дом.
 
Свадьба же перемещалась в дом жениха. Там на пороге родители встречали молодых, держа икону и хлеб-соль на рушнике. Супругов осыпали хмелем и монетами. Муж переносил жену на руках через порог, чтобы показать домовому, в семье появился новый человек, которого нужно оберегать.
Затем сваха заводила девушку в отдельную комнату с занавешенным углом, снимала с нее венок и расплетала волосы. Брат девушки отрезал часть волос тупым ножом и торговался за них с дружкой. Потом девушке делали уже две косы и повивали вокруг головы.
 
После «повивания невесты» супруги принимали поздравления и «шишки» - свадебные булочки. 
Свадебные булочки пеклись по числу приглашённых гостей или в два раза большем количестве. Шишки имели универсальную для Кубани форму в виде "игольчатой», внешне напоминающей хвойную шишку. Изготавливали ее из дрожжевого, но не сдобного теста. «Рожков" на шишке может быть, как парное, так и непарное количество – от пяти до тридцати штук. На кубанской свадьбе шишками чествовали гостей при одаривании молодых. Новобрачные трижды кланялись, затем невеста подавала гостю шишку, а жених - водку.
Гости веселились на свадьбе до утра, а молодых поздним вечером провожали ко сну.

Утром второго дня сваха умывала у колодца невесту. Девушка бросала в колодец монетку, набирала воду и шла к свекру и свекрови, умывала их и вытирала своим полотенцем. Пока она была занята, в спальне молодоженов проверялась «честность» молодой жены.
Потом новоиспеченная жена звала гостей за стол. Мужу предлагалось разделать руками отварную курицу. По тому, как супруг разделывает птицу, смотрели, как он сможет «справиться» с женой.
Свадебное пиршество перемещалось в бывший отчий дом девушки. Гости шли туда веселой гурьбой. Женщины одевались в мужские вещи, мужчины - в платья. Именно на второй день родителей молодых катали по станице в тачках и могли (якобы случайно) уронить. И хорошо, если не в грязь и не в лужу.
Но и после «маскарадного» второго дня празднование свадьбы в станице не прекращалось. Был еще третий день - так называемые «куры».   
В этот день гостей угощали пирогом – «лежень».
Это пирог продолговатой формы.  Иногда его делали с начинкой из распаренных и растертых с сахаром сухофруктов (абрикосы, жердели, яблоки, айва), смешанных с отварным рисом. Самые загулявшиеся гости воровали на подворьях птицу и варили из нее похлебку. Прихватывали и домашнюю утварь. Вернуть вещь обратно можно было, спев песню или выполнив шуточное здание. После «кур» станица возвращалась к обычной жизни.
 
 
Зав. картинной галереей                                                            
Кузьмиди И.А.

Похожие новости

Комментраии (0)
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения


Социальные сети

Подписка на новости

Впишите адрес электронной почты ниже, чтобы подписать на рассылку новостей

Оцените работу музея


Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031