Версия сайта для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ

Северный морской путь – дорога через века

Россия – морская держава. Ещё во времена Рюрика русские корабли добирались до Царьграда, чтобы прибить щиты воинов на воротах столицы Византии. Но и потом, когда наша страна была отрезана от Чёрного и Балтийского морей, русские мореходцы - поморы покоряли побережья северных морей. Они в поисках добычи, торговли сначала обошли берега Белого и Баренцева морей, а затем и дальние просторы – Норвежского и Карского и даже добрались до Гренландии. Как говорят летописи и путевые лоции - записи поморов, они своим местом добычи считали Грумант – так называли Шпицберген. Охота на морских зверей привела их по побережью Ледовитого океана в устья всех северных рек, а  Дежнев открыл проливы между Азией и Америкой.  Изобретение кочей – кораблей, приспособленных к плаванию во льдах, позволило делать самые дальние и опасные путешествия.
Торговля европейцев с Китаем и Индией подсказала им искать более короткий путь в эти дальние страны. Много мореплавателей Голландии и Англии пытались пройти Северным морским путём в Тихий океан, самый знаменитый такой поход совершил Вильям Баренц, но они не достигли своей цели. А вот русские торговцы в устье Оби основали богатый город Мангазею, а потом добрались и до устья Енисея и Колымы, дошли до Ламского (Охотского) моря. Русские мореплаватели и исследователи (Семён Дежнёв, Витус Беринг, братья Лаптевы и др.) веками изучали арктические моря, закладывая основы для использования этого маршрута.  
Царское правительство высоко оценивало возможность проложить Северный морской путь, было совершено много полярных экспедиций под руководством Семена Дежнева и Федота Попова, В.Я. Чичагова и других мореплавателей. Но первыми прошла, хоть и с зимовкой на пути, весь путь вокруг материка экспедиция шведа Нильса Норденшёльда в 1878-1879 гг. на китобойной шхуне «Вега». Этот путь по трассе Северного морского пути потом совершили русские исследователи во главе с бароном Толлем на шхуне «Заря» в 1900-1902 гг. И всё же впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» экспедицией Отто Шмидта в 1932 году. Это стало подлинным открытием Арктики.
В советский период  Северный морской путь стал активно развиваться: строились порты, ледоколы, метеостанции, обеспечивалась навигация. Сегодня Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, который обеспечивает круглогодичную навигацию в западной части Северного морского пути. Развиваются порты - Сабетта, Дудинка, Мурманск, строятся новые ледоколы, например, серия «Арктика».  
СМП сокращает путь из Азии в Европу на 30–40% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.  Россия контролирует этот маршрут, обеспечивая безопасность и логистику, что усиливает её позиции в Арктике.  
Северный морской путь — это результат многолетних усилий России по освоению Арктики. Без российских ледоколов, инфраструктуры и опыта его использование было бы невозможно. Поэтому можно с уверенностью сказать, что СМП — это национальное достижение России и её вклад в мировую логистику.


Похожие новости

Комментраии (0)
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Народный фронт

Министерство здравоохранения


Социальные сети

Подписка на новости

Впишите адрес электронной почты ниже, чтобы подписать на рассылку новостей

Оцените работу музея


Календарь новостей
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30