Северный морской путь – дорога через века

Торговля европейцев с Китаем и Индией подсказала им искать более короткий путь в эти дальние страны. Много мореплавателей Голландии и Англии пытались пройти Северным морским путём в Тихий океан, самый знаменитый такой поход совершил Вильям Баренц, но они не достигли своей цели. А вот русские торговцы в устье Оби основали богатый город Мангазею, а потом добрались и до устья Енисея и Колымы, дошли до Ламского (Охотского) моря. Русские мореплаватели и исследователи (Семён Дежнёв, Витус Беринг, братья Лаптевы и др.) веками изучали арктические моря, закладывая основы для использования этого маршрута.
Царское правительство высоко оценивало возможность проложить Северный морской путь, было совершено много полярных экспедиций под руководством Семена Дежнева и Федота Попова, В.Я. Чичагова и других мореплавателей. Но первыми прошла, хоть и с зимовкой на пути, весь путь вокруг материка экспедиция шведа Нильса Норденшёльда в 1878-1879 гг. на китобойной шхуне «Вега». Этот путь по трассе Северного морского пути потом совершили русские исследователи во главе с бароном Толлем на шхуне «Заря» в 1900-1902 гг. И всё же впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» экспедицией Отто Шмидта в 1932 году. Это стало подлинным открытием Арктики.
В советский период Северный морской путь стал активно развиваться: строились порты, ледоколы, метеостанции, обеспечивалась навигация. Сегодня Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, который обеспечивает круглогодичную навигацию в западной части Северного морского пути. Развиваются порты - Сабетта, Дудинка, Мурманск, строятся новые ледоколы, например, серия «Арктика».
СМП сокращает путь из Азии в Европу на 30–40% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Россия контролирует этот маршрут, обеспечивая безопасность и логистику, что усиливает её позиции в Арктике.
Северный морской путь — это результат многолетних усилий России по освоению Арктики. Без российских ледоколов, инфраструктуры и опыта его использование было бы невозможно. Поэтому можно с уверенностью сказать, что СМП — это национальное достижение России и её вклад в мировую логистику.


