Прялка

Кормилица – с нежностью называла её бабушка. Ведь с её помощью козья или баранья шерсть превращалась в нитки, из которых потом бабушка вязала для семьи и на продажу нужные вещи.
Действительно, для сельских женщин это была, наверно, самая нужная вещь, которая одевала и кормила семью. Ведь тёплые шерстяные носочки и кофты, варежки и шали можно было только дорого купить в базарный день на ярмарке, если хозяйка не имела в доме прялку и не умела на ней работать.
Неизвестно, когда русская прялка в знакомом нам виде с большим колесом из дерева для привода появилась на Руси. Считается, что это полезное изобретение было сделано в Индии и распространилось в первом тысячелетии нашей эры по всему миру. Кто-то догадался, что веретено можно закрепить и вращать его с помощью ременной передачи от большого колеса. Остаётся только передавать потихоньку шерсть к веретену, где она скручивается в нити и быстро наматывается на эту основу. Прялки мастера стали изготавливать с украшениями, чтобы у каждой хозяйки была своя, с особой красотой. Поэтому волшебство прядения быстро наполнилось сказками и преданиями, многими суевериями и приметами.
Прялка, вернее, самопрялка, покупалась в семье для девочки в самом раннем возрасте, чтобы приучить её к полезному ремеслу. Особенно распространены были прялки в степных и горных районах России, где держали много коз и баранов, дававших тонкую прочную шерсть. Поэтому и сегодня популярным товаром являются оренбургские шали, тёплые свитера из Карачаево-Черкесии. Но и на Кубани повсеместно в хатах, особенно в зимнее время, жужжали у хозяек прялки, чтобы потом появились нужные в доме вещи. Жаль, что с каждым годом пропадает это мастерство, а прялки становятся модным предметом интерьера, музейными экспонатами. Такие прялки есть и в музее Абинского района. Приходите посмотреть!
Владимир Плешаков, старший научный сотрудник музея Абинского района