Песни тревожной молодости
В школе, а потом и в институте, меня всегда записывали в хор. Это было обязательно: если есть музыкальный слух, но без особого таланта, то тебе прямая дорога в зал, где стояли специальные – одна выше другой, лавочки для участников коллектива. Мне, раз не годился в солисты, была в такой хор обязательная путёвка.
Каждая школа должна была иметь коллектив, и чем он больше – тем выше баллы на смотре. И не один – для самых маленьких из младших классов, потом – для подростков. Старшая, более опытная группа, всегда участвовала в концертах по праздникам и смотрах самодеятельности. И во всех этих возрастных группах были свои песни. Но мелодии про Ленина, а в более раннее время – и про Сталина – были обязательно. Причём школы между собой соревновались не только в слаженности и мастерстве хоров, но и в репертуаре. Считалось особым шиком, а для жюри – поводом для записи более высоких оценок, если звучала новая или редко исполняемая песня. Но почти всегда все хоры пели:
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости…
Ведущий всегда объявлял: слова Ошанина, музыка Туликова. Исполняет хор…
Песня была действительно хорошей, с легко запоминающими словами и музыкальной мелодией. Тогда, в школе, я не догадывался, что с автором этих слов я не только познакомлюсь, но он приедет ко мне в гости, мы будем у меня дома пить чай, а Лев Иванович рассказывать с шутками о том, как сочинялись его стихи и как родилась самая знаменитая в то время песня «Пусть всегда будет солнце!». А потом мы продолжим разговоры о творчестве у него на даче в Переделкино.
Всё это сразу вспоминается, когда держу в руках сборник «Песни про Ленина и Сталина», выпущенный в 1951 году в Москве. Его содержание – тексты песен с нотами, было рассчитано как раз для таких хоров – в школах и для самодеятельности на промышленных предприятиях, в колхозах и для студенческой самодеятельности. Если открыть оглавление книги, то сразу обращаешь внимание: какие замечательные и широко известные имена авторов музыки и текстов! Среди поэтов – уже упомянутый Лев Ошанин, фронтовой поэт Алексей Сурков, автор гимна СССР и России Сергей Михалков, Михаил Светлов, Михаил Исаковский, Максим Рыльский и многие другие. Композиторы – не менее знаменитые – Александр Александров, Арам Хачатурян, Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович… Нетрудно догадаться, что все песни в сборнике были высочайшего профессионального уровня, поэтому их с удовольствием и вдохновением пели на концертах и праздниках самые знаменитые исполнители и любители в городах и сёлах, академические хоры и самодеятельные. Такие называли песнями тревожной молодости - времени революционной и военной романтики, больших строек и достижений.
Сейчас люди не поют песни про вождей – пришло другое время. В доморощенных «шедеврах» и «шлягерах», популярных у молодёжи, уже нет стихов – там бормочут примитив под названием «слова». Музыка часто из трёх нот, напоминающая грохот неисправной стиральной машины. И, когда их слушаешь, поневоле вспоминаются яркие, задорные пионерские песни, напевная лирика эстрады 70-х, под которые танцевали в парке с девчатами. И эти прочно забытые песни о вождях, что пели в школьном хоре…
Эта книга с красочной обложкой – свидетель того времени, когда верили в светлое будущее, молодёжь ехала добровольцами строить БАМ и Братскую ГЭС, мечтой было побывать в далёких ущельях тёмного Джугджура в Сибири или на берегу далёкого пролива Лаперуза…
Она займёт своё почётное место среди других экспонатов, что были привычными для людей лет семьдесят тому назад, а сейчас – музейная редкость.
Каждая школа должна была иметь коллектив, и чем он больше – тем выше баллы на смотре. И не один – для самых маленьких из младших классов, потом – для подростков. Старшая, более опытная группа, всегда участвовала в концертах по праздникам и смотрах самодеятельности. И во всех этих возрастных группах были свои песни. Но мелодии про Ленина, а в более раннее время – и про Сталина – были обязательно. Причём школы между собой соревновались не только в слаженности и мастерстве хоров, но и в репертуаре. Считалось особым шиком, а для жюри – поводом для записи более высоких оценок, если звучала новая или редко исполняемая песня. Но почти всегда все хоры пели:
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости…
Ведущий всегда объявлял: слова Ошанина, музыка Туликова. Исполняет хор…
Песня была действительно хорошей, с легко запоминающими словами и музыкальной мелодией. Тогда, в школе, я не догадывался, что с автором этих слов я не только познакомлюсь, но он приедет ко мне в гости, мы будем у меня дома пить чай, а Лев Иванович рассказывать с шутками о том, как сочинялись его стихи и как родилась самая знаменитая в то время песня «Пусть всегда будет солнце!». А потом мы продолжим разговоры о творчестве у него на даче в Переделкино.
Всё это сразу вспоминается, когда держу в руках сборник «Песни про Ленина и Сталина», выпущенный в 1951 году в Москве. Его содержание – тексты песен с нотами, было рассчитано как раз для таких хоров – в школах и для самодеятельности на промышленных предприятиях, в колхозах и для студенческой самодеятельности. Если открыть оглавление книги, то сразу обращаешь внимание: какие замечательные и широко известные имена авторов музыки и текстов! Среди поэтов – уже упомянутый Лев Ошанин, фронтовой поэт Алексей Сурков, автор гимна СССР и России Сергей Михалков, Михаил Светлов, Михаил Исаковский, Максим Рыльский и многие другие. Композиторы – не менее знаменитые – Александр Александров, Арам Хачатурян, Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович… Нетрудно догадаться, что все песни в сборнике были высочайшего профессионального уровня, поэтому их с удовольствием и вдохновением пели на концертах и праздниках самые знаменитые исполнители и любители в городах и сёлах, академические хоры и самодеятельные. Такие называли песнями тревожной молодости - времени революционной и военной романтики, больших строек и достижений.
Сейчас люди не поют песни про вождей – пришло другое время. В доморощенных «шедеврах» и «шлягерах», популярных у молодёжи, уже нет стихов – там бормочут примитив под названием «слова». Музыка часто из трёх нот, напоминающая грохот неисправной стиральной машины. И, когда их слушаешь, поневоле вспоминаются яркие, задорные пионерские песни, напевная лирика эстрады 70-х, под которые танцевали в парке с девчатами. И эти прочно забытые песни о вождях, что пели в школьном хоре…
Эта книга с красочной обложкой – свидетель того времени, когда верили в светлое будущее, молодёжь ехала добровольцами строить БАМ и Братскую ГЭС, мечтой было побывать в далёких ущельях тёмного Джугджура в Сибири или на берегу далёкого пролива Лаперуза…
Она займёт своё почётное место среди других экспонатов, что были привычными для людей лет семьдесят тому назад, а сейчас – музейная редкость.
Владимир Плешаков, старший научный сотрудник музея Абинского района.