50-летию начала строительства БАМа посвящается!
50-летию начала строительства БАМа посвящается!
Строитель, воин, патриот
18 января 2024 года, отметил свой 80-летний юбилей Почётный гражданин посёлка Ахтырского Валерий Аркадьевич Зайцев. Он родился в Москве в семье военнослужащего. Его отец, Аркадий Сергеевич, награждённый орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», тремя медалями «За боевые заслуги», участвовал в двух исторических парадах на Красной площади: в 1941 году, когда воинские части, пройдя у Мавзолея Ленина, направлялись прямо на передовую, и в 1945 году, когда к подножию Мавзолея было брошено 200 фашистских знамён поверженных гитлеровских дивизий. После окончания Великой Отечественной войны семья через несколько лет переезжает в Новосибирск, где в 1961 году Валерий Аркадьевич и закончил среднюю школу.
Куда пойти учиться, какую специальность получить, где работать? Эти вопросы стояли перед юношей. Но он определился давно – будет, как и отец, военным и поступает на факультет «Мосты и тоннели» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, который заканчивает в 1967 году, получив квалификацию «инженер путей сообщения – строитель».
В этом же году призван в железнодорожные войска Министерства обороны СССР с присвоением воинского звания лейтенант-инженер.
С 1967 года по 1974 год проходил службу в отдельном железнодорожном мостовом батальоне, пройдя путь от инженера мостовика до главного инженера – заместителя командира по технической части, решал вопросы технологии производства, повышения производительности труда, бесперебойной работы машин и механизмов, снабжения объектов стройматериалами, создания необходимых бытовых условий для личного состава.
В.А. Зайцев принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали и уникальной, не имеющей аналогов в мире транспортной магистрали – новой железнодорожной линии Ивдель-Обь, капитальном ремонте железнодорожного участка Серов-Ивдель, включающем в себя, строительство новых железнодорожных линий (в обход «плавающих» на болотах насыпей), с новыми мостами и водопропускными трубами, в том числе на действующих железнодорожных линиях, удлинение и добавление станционных путей с полной заменой технических сооружений.
Валерий Аркадьевич с большой теплотой вспоминает жизнь на строительстве БАМа, когда люди были охвачены общей целью, стремлением сделать что-то великое для своей страны, не взирая ни на какие бытовые трудности: «Приведу несколько значимых для меня эпизодов из моей службы на БАМе.
После окончания двух строек на севере Урала, в 1974 году прибыл для дальнейшего прохождения службы на БАМ в 37-ю отдельную железнодорожную бригаду. Возглавлял соединение полковник К.Д. Курочкин, который сплотил вокруг себя офицеров, готовых свернуть горы. Я был в числе первых из прибывших. Вспоминаю, как в сильные морозы встречали первые эшелоны с личным составом, прибывающим на строительство БАМа. Там же встретил свой отдельный мостовой батальон. На склонах сопок расчищали снег, ставили палатки, строили полевые палаточные городки, и всё это в сильные морозы.
Офицерский состав бригады днём и ночью находился в воинских частях, помогая обустроиться. Жене написал, что жилья нет и командование рекомендует два года не привозить семьи. Жена категорично сказала, чтобы рыл землянку. Нашёл в райцентре (в Чегдомыне) жильё – дачный сарай. Пришлось его довести до кондиции, сложить печь и утеплить стены. Зимой дети спали на одной кровати под двумя одеялами, и сверху их ещё грела моя собака. Рядом у соседей брали воду. Дрова привозил со строящегося моста на реке Бурея.
Первым моим объектом как старшего инженера-мостовика был временный автодорожный совмещённый с железной дорогой мост через реку Бурею. Это была моя стихия, мне привили любовь к строительству мостов ещё в институте. На мосту я принимал участие во всём: от геодезической разбивки до открытия автотранспортного движения. Правда, когда разрезали ленточку при сдаче моста, меня там не было. За два дня до этого меня перевели заниматься временными мостами на автодороге. По моим проектам были построены все временные автодорожные мосты на закреплённом участке.
Вспоминая строительство моста на реке Бурея, отмечу несколько моментов строительства.
На пойме в основании опор были предусмотрены сваи из одиночных рельсов с железобетонными ростверками. Бетон укладывали в ростверк в палатках, обогрев бетона производился от теплогенераторов. В русловой части забивали сваи-сплотки из трёх рельсов, головками внутрь (звёздочкой). На верхний торец свай крепились металлические пластины. Насадки устраивались из бруса.
Помню, поставили кран-копёр на первую русловую опору и попробовали забить сваю (в морозы дизель-молоты работали только на арктической солярке). Свая не пошла. Просверлили отверстие по центру сваи, и опять неудача. Просверлили четвёртое отверстие, и снова не пошла. Опора располагалась на стыке русла и берега, толщина льда составляла более двух метров. Гравий, смёрзшийся с водой, не уступал по прочности бетону. Приняли решение разрыхлить мёрзлый гравий взрывом. После взрыва засыпали котлован сухим гравием. Вопрос с забивкой был решён. По руслу лёд использовали как направляющий элемент для свай под ледорезы. Сами ледорезы собирались (нижняя их часть) высотой 2 метра на льду по оси выше по течению реки, рядом с майной, которую пытались сделать бензопилами, вырезая лёд между сваями. Но эта затея не удалась, лёд внизу лопнул, и вода через трещины заполнила майну. Далее это сооружение (мы его называли башмаком) надвигалось на проектное место и четырьмя кранами опускалось в воду, насаживаясь на сваи.
Материалом для ледорезов были брёвна из лиственницы диаметром 30 сантиметров и более. Брёвна распускались на два канта на пилорамах, которые стояли тут же на гравийных косах по руслу реки. Сборка брёвен в конструкцию была болтовая. Внутренние отсеки ледорезов обшивались горбылём, это решение было принято в ходе строительства, чтобы заменить дефицитную скальную породу гравием. Обсыпка ледорезов под водой велась крупным камнем, подвозимым самосвалами. Внутренние отсеки ледорезов выше уровня воды заполнялись гравием.
Мост прошёл испытание дважды. Первое в период ледохода. Несмотря на то что со льдом поработали минёры, после подъёма верховой воды льды припоя оторвались от дна. Огромные ледяные поля, толщиной льда более двух метров, двинулись на мост. Эти огромные ледорезы приняли на себя весь удар. По обрезу воды их срезало, как бритвой, но мост был спасён.
Второе испытание, когда в июне прошли дожди в горах. Уровень воды мгновенно поднялся на 12,5 метра. До низа пролётных строений оставалось полметра. Солдаты под командованием комбата Л. Светлова мужественно баграми расчищали завалы из деревьев перед опорами, обшитыми досками. Эти доски спасли опоры. Перебраться на мост помогали вертолёты, так как подходы к мосту были затоплены.
Так как я хорошо владел геодезическими инструментами, по заданию генерала Ю.М. Юдина, который прекрасно знал меня ещё по строительству новой линии Ивдель-Обь, мне приходилось обеспечивать геодезический контроль на мосту через реку Бурею и в разработке всех скальных выемок, материалы съемок нужны были для контроля за ходом работ и для принятия оперативных мер. В зимние морозы съёмки обрабатывали в холодных палатках, сами были одеты в полушубки, валенки и шапки и использовали шерстяные перчатки.
Приходилось организовывать работу по подготовке исполнительной документации на сдаваемые в эксплуатацию железнодорожные участки по пусковым комплексам, глубже осваивать сметное дело и заниматься экспертизой проектно-сметной документации, предлагать технологии работы с вечномёрзлыми грунтами и т.д.
Я всегда работал с отдачей, ответственно и требовал к себе уважительного отношения, сам уважал трудолюбивых, порядочных и честных начальников и командиров. Но у меня характер взрывной. Поэтому возникали иногда «стычки с людьми с плохим человеческим характером», не буду называть их. Для меня образец – начальник железнодорожных войск генерал-полковник Михаил Константинович Макарцев.
Все 12 лет службы в Управлении корпуса на БАМе я был постоянным участником опергрупп, на всех учениях и в составе комплексных комиссий. Мне приходилось участвовать в работе с научными делегациями, представителями Бамстройбанка, с рабочими группами от проектных институтов и др.
За годы строительства БАМа получен огромный опыт возведения объектов на вечномёрзлых грунтах. Появились новые технологии, новые строительные машины и материалы. Мы приобрели друзей, с которыми до сих пор поддерживаем связь. Очень горжусь своими коллегами по институту (НИИЖтовцами), с которыми трудился на БАМе – В.Ф. Дегтярёвым, Г.П. Аникиным, В. Шаровым, В.А. Архиповым, А.Н. Понюшенко, В.С. Прохоровым и другими».
Как вспоминает Валерий Аркадьевич, в свободное от работы время старался проводить его на природе с семьей и овчаркой по кличке «Монах». Каждый год в период отпуска 10-12 дней отдавалось охоте и рыбалке, приходилось углубляться в тайгу на десятки и даже сотни километров (на попутном вертолете). Эти вылазки помогали снять «напряжение» от работы.
В 1991 году закончил военную службу в звании полковника, отдав ей без малого четверть века, из которого 19 лет прослужил в районах, приравненных к Крайнему Северу.
Приобретённые во время службы опыт и практические навыки инженера-руководителя были востребованы в дальнейшем после увольнения в запас.
Родители Валерия Аркадьевича с 1969 года жили в посёлке Ахтырском, и в отпуск он стремился приехать к ним. Уже тогда его поразили чистые и ухоженные улицы, добрые и искренние люди. После окончания службы вместе с семьёй переезжает в посёлок Ахтырский, где проживают его родители.
8 мая 1992 года В.А. Зайцев был назначен на должность заместителя главы администрации посёлка в начале становления и формирования новой административной системы. Изменилось социально-политическое устройство государства, предприятия нефтяной промышленности передавали находящиеся на их балансе учреждения и организации, в том числе детские сады, учреждения культуры и здравоохранения, объекты жилищно-коммунального комплекса (котельные, дороги, мосты, объекты тепло- и электроснабжения и др.). Поэтому исключительно важное значение приобретало назначение на должность заместителя главы посёлка, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, такого специалиста как Валерий Аркадьевич, который обладал ярко выраженными лидерскими качествами, профессиональной компетентностью, организаторскими способностями и трудолюбием, широтой кругозора и правильным пониманием проблем местного самоуправления. В этот сложное для страны время муниципальные служащие и специалисты администрации, работники жилищно-коммунального комплекса под непосредственным руководством Валерия Аркадьевича прилагали усилия к тому, чтобы сделать посёлок благоустроенным, чистым и красивым.
В.А. Зайцева на посту заместителя главы администрации посёлка Ахтырского отличали необходимые для руководителя качества: способность видеть перспективы и находить возможности достигать поставленные цели, высокая организованность, принципиальность, чуткость, тактичность, честность, справедливость, уверенность в себе и собственных силах, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, стремление искать и внедрять новые подходы к организации деятельности администрации и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, умение понимать людей, замечать в каждом достоинства, поддерживать словом и делом.
Человек оставляет о себе память делами и поступками. За 1992-2004 годы многие объекты посёлка Ахтырского спроектированы, построены и введены в эксплуатацию при активном и непосредственном участии Валерия Аркадьевича: новый полигон твёрдых коммунальных отходов, новое поселковое кладбище, мосты через реку Ахтырь: автодорожный мост по улице Тургенева – Новороссийской («мост Зайцева»), совмещенный с пешеходным проходом и газопроводом, а также по улице Пионеров, переведены 4 учреждения образования (филиал школы № 5 по улице Победы и школа № 14, детские сады № 35 и № 36) на газообразное топливо со строительством и оборудованием новых котельных на газе, высоковольтная ЛЭП-6/0,4 КВ и трансформаторная подстанция для энергоснабжения частного сектора на северо-востоке посёлка, магистральный газопровод среднего давления d=325 от АГРС до улицы Ленина и другие объекты, проведена большая работа в посёлке по удалению старых аварийных деревьев и посадке более 3000 новых деревьев, построены на аварийном участке 2 водопропускные автодорожные трубы по улице Центральной, капитально отремонтирована железобетонная труба по улице Пионеров по руслу ручья «Глубокий ерик», расчищено и расширено русло ручья «Глубокий ерик» от улицы Пионеров до железнодорожного моста, по улице Советской возведено здание почты, совмещенной со сберкассой, выполнен капитальный ремонт здания для поселкового отделения милиции по улице Красной, запроектирована, согласована с железнодорожными службами и построена пассажирская железнодорожная платформа по улице Победы и другие объекты.
О работе с Валерием Аркадьевичем Зайцевым вспоминает глава администрации посёлка Ахтырского (с 1996 по 2003 годы) А.В. Трубицын: «Мне очень повезло, что в начале своей трудовой деятельности в администрации посёлка Ахтырского, я работал с заместителем главы администрации Валерием Аркадьевичем Зайцевым, специалистом, знающим проблемы посёлка, состояние коммунальной инфраструктуры, который своими знаниями делился со мною. В самом начале работы мы вместе с ним проехали по всем котельным, где мне он рассказал о состоянии каждого котла, инженерных сетях, проблемах и путях их решения. Он делал всё возможное, чтобы моё «вхождение в должность» было более лёгким, не проблемным, чтобы я так же, как и он, на месте ориентировался в поселковых проблемах, мог принимать решения, зная ситуацию. И работая главой администрации посёлка почти 7 лет, благодаря его «учебе», я мог ответить жителям посёлка, вышестоящим руководителям на любой вопрос о состоянии поселковой коммунальной инфраструктуры.
В 1997 года, когда ещё оплачивались услуги или приобретаемые для бюджетных организаций товары с помощью взаимозачётов, в посёлке был построен мост по улице Тургенева-Новороссийской и в этом сыграл большую роль Валерий Аркадьевич.
Пешеходный мост по улице Тургенева-Новороссийской после сильного паводка стал аварийным и был закрыт. Многие ахтырчане, живущие за рекой Ахтырь, обращались в администрацию посёлка с просьбами как можно скорее восстановить аварийный мост для того, чтобы дети и жители северо-восточной части посёлка могли добираться в детские сады, школу, в больницу, на работу.
В.А. Зайцев узнал, что с помощью взаимозачетов можно получить от одной из организаций промышленную крановую балку грузоподъемностью 40 тонн. Он съездил в организацию, которая располагалась рядом с Холмским элеватором, посмотрел её, сделал расчеты и убедился, что эти балки можно использовать для нового мостового сооружения в конце улицы Новороссийской. Подготовив схему и расчёты необходимых материалов для его строительства, Валерий Аркадьевич зашёл ко мне в кабинет с чертежами и докладом, предложив строительство нового моста, используя металлические крановые балки, который позволит переезжать на другую сторону реки легковым автомобилям и машинам «Скорой помощи», кроме этого согласовали с газовиками прокладку газопровода на консолях сбоку от мостовой пролёта. Обсудив с ним и главным бухгалтером администрации посёлка Е.А. Личман этот вопрос, принял решение начать работу по взаимозачётам и доставке мостовых балок в посёлок с последующим строительством нового моста.
А пока финансисты решали эти вопросы, в администрации посёлка было проведено совещание с участием руководителей предприятий нефтяной промышленности. Рассказав нефтяникам о нашей задумке, обратились к ним с просьбой оказать помощь материалами. Они, хотя и испытывали некоторые трудности в это сложное время, поддержали администрацию посёлка и пообещали помочь.
Через несколько дней финансисты сообщили, что вопрос по взаимозачёту решён и после подписания соответствующих документов можно будет ехать за металлическими балками. Нефтяники дали mpaктop для её перевозки. Трактористы под руководством Валерия Аркадьевича с помощью трактора с территории предприятия рядом с Холмским элеватором волоком переместили по полям и улицам посёлка две балки на улицу Длинную в район строительства будущего мостового перехода.
И закипела работа по сооружению моста, руководителем которой был назначен Валерий Аркадьевич, который начинал и заканчивал свой рабочий день на строящемся мосту.
Трубная база передала в МУЖЭП посёлка необходимую арматуру. Специалисты Ахтырского МУЖЭП под руководством А.В. Щербакова на подходах к реке Ахтырь с двух сторон возвели насыпь, смонтировали опалубку и арматурный каркас. Несколько кубов бетона для сооружения опор моста предоставила Тампонажная контора, чьи специалисты в течение нескольких дней осуществляли укладку бетона в опоры мостового перехода.
После окончания бетонных работ и набора его прочности Валерий Аркадьевич смог договориться со строительными организациями, которые выделили два крана большой грузоподъёмности для установки металлического пролета на опоры. Он на месте руководил работой двух большегрузных кранов. Кранами, расположенными на разных берегах реки, произвели монтаж двух металлических балок на подготовленные опоры. Работники жилищно-коммунального хозяйства посёлка установили все поперечные связи на балках, скрепили их сваркой, установили ограждение перилами на проезжей и пешеходной части моста, произвели окраску пролётных строений и ограждений, установили освещение на каждой стороне моста и габаритные ворота.
На строительство этого моста было потрачено 140 миллионов неденоминированных рублей (с 1 января 1998 года в России проведена деноминации рубля (укрупнение российской денежной единицы) и замена обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах), в том числе по взаимозачётам 67,9 миллионов рублей бюджетных средств, 34,9 миллионов было направлено из поселкового внебюджетного фонда, 36,7 миллионов рублей потратили нефтяники.
И в сентябре 1997 года появился новый совмещенный пешеходный и автомобильный мост, который вот уже более 25 лет служит жителям посёлка Ахтырского.
Пройдут годы, но будут стоять мосты, работать котельные и многие другие объекты, построенные под руководством В.А. Зайцева, и я верю, что ахтырчане, проезжая по мосту по улице Тургенева, построенному в 1997 году по чертежам Валерия Аркадьевича и под его руководством, не без гордости будут называть его, как и сейчас, «мостом Зайцева».
Валерий Аркадьевич зарекомендовал себя как генератор конструктивных идей и проектов, человек очень яркого, острого ума, разносторонней эрудиции и редкого обаяния. Более всего он ценит в людях обязательность, честность, компетентность, порядочность и старается вести себя соответственно.
В.А. Зайцева уважают за внимательность, чуткость, умение работать с людьми, за организаторские способности. Он умел прислушиваться к мнению и советам жителей посёлка. Такие черты характера как требовательность и справедливость, принципиальность и чуткость помогали ему решать многие вопросы развития посёлка в непростые 90-е годы ХХ века.
Неутомимая энергия, организаторский талант, трудолюбие, высокий профессионализм руководителя, умение создать творческую атмосферу в коллективе, принципиальность и требовательность к себе и людям, простота и искренность в общении снискали В.А. Зайцеву заслуженный авторитет и уважение коллег и жителей посёлка.
Где и на какой должности не был В.А. Зайцев, всегда и везде он оставлял значимый след на земле, добрую память о себе в людских сердцах.
Валерий Аркадьевич всегда был готов отстаивать интересы и позицию жителей посёлка Ахтырского, он душой болеет за свою малую родину, хочет, чтобы она стала краше и уютнее.
Высокая исполнительская дисциплина, компетентность в вопросах государственного управления и жилищно-коммунального хозяйства посёлка Ахтырского, желание повышать свой профессиональный уровень (в 1998 году прошёл профессиональную переподготовку по курсу «Муниципальное управление»), совершенствовать свой стиль работы, аккуратность, умение оперативно решать поставленные задачи и контролировать их реализацию, стремление к самообразованию – позволяли достигать высоких результатов в работе.
После ухода из администрации посёлка Ахтырского Валерий Аркадьевич возводил объекты соцкультбыта в городах Краснодаре и Орёл, в 2010-2012 годы непосредственно участвовал в строительстве олимпийских объектов в городе Сочи Краснодарского края в должности ведущего инженера штаба строительства от ООО «Балтийская строительная компания № 48».
Валерий Аркадьевич гордится всеми своими домочадцами, своей семьей, у него «крепкий тыл». Его всегда ждёт дома супруга Лидия Алексеевна, которая разделила судьбу жён военнослужащих: куда посылали служить мужа, там старалась обеспечить семейный уют и она, была его верной помощницей, другом, разделила с ним все события их очень насыщенной жизни. Его счастье и гордость – дети Вадим и Дина, которые выросли прекрасными гражданами нашей Родины.
На пенсии у Валерия Аркадьевича появилось время для творчества – он начал писать картины. На своих картинах он изображает пейзажи, лес, горы, прорисовывая мельчайшие детали. Его работы полны жизни, красок и эмоций.
За добросовестное исполнение воинского долга в мирное время, многолетний безупречный труд награждён медалями «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1977 г.), юбилейными медалями «Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР» (1968 г.), «Шестьдесят лет Вооруженных Сил СССР» (1978 г.), «Семьдесят лет Вооруженных Сил СССР» (1988 г.), медалями Министерства обороны СССР «За безупречную службу» I-й, II-й, III-й степеней.
Звание «Почётный гражданин посёлка Ахтырского» присвоено постановлением главы администрации посёлка Ахтырского от 15 мая 2003 года № 8 за большой личный вклад в разработку, проектирование и строительство объектов народного хозяйства, развитие и совершенствование поселкового хозяйства и его инфраструктуры, строительство поселковых объектов и благоустройство, сохранение и укрепление социально-экономического потенциала посёлка Ахтырского, особый вклад в становление и развитие местного самоуправления и многолетний плодотворный труд на благо посёлка Ахтырского и его жителей.
В настоящее время полковник в отставке В.А. Зайцев проживает в посёлке Ахтырском.