«Русь Святая»
Из истории книжного дела на Руси
24 мая ежегодно в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны
с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки.
В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, музей Абинского района подготовил тематическую выставку «Русь Святая». На выставке представлены интересные издания из коллекции «Редкая книга», это духовная литература конца XIX начала XX веков: Библия, молитвенные книги, месяцеслов, часослов.
Первую книгу, написанную на папирусе, греки называли he biblos. В этой книге записаны заповеди, песнопения, молитвы, размышления, исследования, поучения, пророчества. Авторы книги – пророки, священнослужители, цари, апостолы. Книги православной Библии делятся на две части, возникшие в разное время: 39 книг Ветхого Завета (примерно X-III вв. до н.э.) и 27 книг Нового Завета (конец I-начало II в. н.э.). Они написаны были на древнееврейском, арамейском, греческом. Все образы и мотивы, идеи творящего слова Библии легли в основу русской православной литературы, которая родилась вместе с письменностью, а письменность пришла на Русь вместе с Книгой книг – Библия. Она стала самой цитируемой православной книгой русской литературы: по ней ребенок учился грамоте, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности.
В 1564 году Иван Грозный и его помощник Петр Мстиславец в Москве издают первую печатную книгу «Апостол» невиданным для того времени тиражом – около 1000 экземпляров, отпечатанную в два цвета, чего не могли делать заграничные мастера.
Печатники старались сохранить все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки - орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. Стоил " Апостол " очень дорого.
Иван Федоров - первопечатник. Он был высоко образованным человеком, профессионалом своего дела. Он был знатоком всех тонкостей типографского дела, умел не только печатать книги, но и отливать литеры (металлические буквы) и вырезать матрицы (формы для отливки литер). Ведь для печатания книг надо было иметь не только печатный станок, но и отлить металлические буквы. Помощником Ивана Федорова в Москве был печатник Петр Тимофеев Мстиславец. Впоследствии он основал в г. Вильно (современный г. Вильнюс) большую типографию, которая просуществовала 60 лет и прославилась многими замечательными изданиями. Сведения, имеющиеся о нем весьма отрывочны. Жизнь Ивана Федорова и история книгопечатания на Руси неразрывно связаны. Иван Федоров сам отливал шрифты, был наборщиком, справщиком (корректором), сам рисовал иллюстрации и гравировал.
При Петре I московский печатный двор поступил в заведование начальника монастырского приказа, а типография находилась в заведовании справщика Фёдора Поликарпова.
В Петербурге в 1711 г. была основана первая типография. Были ещё типографии при сенате и Морской академии, печатавшие только указы царя, и при Александро - Невском монастыре, где печатались узаконения по духовному ведомству, проповеди Феофана Прокоповича и другие духовные книги.
В 1756 году учреждена типография при Московском университете, в 1757 году основана типография при Сухопутном кадетском корпусе, в 1759 году основана типография при артиллерии и фортификации, в 1761 году основана особая типография при сенатской для печатания книг, переводимых Волчковым, в 1762 году типография при военной коллегии. В 1763 году вновь открыта в Петербурге типография при Священном Синоде, просуществовавшая до 1767 года, а затем возобновлённая в 1774 году и существующая до настоящего времени. В 1775 году открылась типография при Горном корпусе, где печатались преимущественно драматические произведения императрицы Екатерины II.
Заведений печатного дела на 1 января 1897 г. в Российской империи было 1958.
Печатная книга в XYI веке и следующем столетии носила преимущественно духовный характер. Она заложила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение книгопечатания в России стало началом "новой письменности", "новой азбуки" и новой эпохи в истории книги.
Таким образом, появление на Руси книжного дела, поставило нашу страну в культурном отношении на высокий мировой уровень. Количество книг возросло, повысилось количество грамотных людей, открывались типографии, книжные лавки.
24 мая ежегодно в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны
с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки.
В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, музей Абинского района подготовил тематическую выставку «Русь Святая». На выставке представлены интересные издания из коллекции «Редкая книга», это духовная литература конца XIX начала XX веков: Библия, молитвенные книги, месяцеслов, часослов.
Книга – особый памятник истории и культуры. С самых ранних лет мы знакомы с книгой и до того привыкли к ней, что редко думаем о книге, как о чуде, как о сокровище и бывает не всегда ценим и бережем ее. Но если вдуматься, книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Книга – источник знаний. Она верно служит людям на протяжении многих веков.
Православная книга прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед нами в современном виде. Когда не было книг, тогда были «предания», т.е. передаваемые от одного человека к другому устно или с помощью наскальных рисунков.Первую книгу, написанную на папирусе, греки называли he biblos. В этой книге записаны заповеди, песнопения, молитвы, размышления, исследования, поучения, пророчества. Авторы книги – пророки, священнослужители, цари, апостолы. Книги православной Библии делятся на две части, возникшие в разное время: 39 книг Ветхого Завета (примерно X-III вв. до н.э.) и 27 книг Нового Завета (конец I-начало II в. н.э.). Они написаны были на древнееврейском, арамейском, греческом. Все образы и мотивы, идеи творящего слова Библии легли в основу русской православной литературы, которая родилась вместе с письменностью, а письменность пришла на Русь вместе с Книгой книг – Библия. Она стала самой цитируемой православной книгой русской литературы: по ней ребенок учился грамоте, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности.
В 1564 году Иван Грозный и его помощник Петр Мстиславец в Москве издают первую печатную книгу «Апостол» невиданным для того времени тиражом – около 1000 экземпляров, отпечатанную в два цвета, чего не могли делать заграничные мастера.
Печатники старались сохранить все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки - орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. Стоил " Апостол " очень дорого.
Иван Федоров - первопечатник. Он был высоко образованным человеком, профессионалом своего дела. Он был знатоком всех тонкостей типографского дела, умел не только печатать книги, но и отливать литеры (металлические буквы) и вырезать матрицы (формы для отливки литер). Ведь для печатания книг надо было иметь не только печатный станок, но и отлить металлические буквы. Помощником Ивана Федорова в Москве был печатник Петр Тимофеев Мстиславец. Впоследствии он основал в г. Вильно (современный г. Вильнюс) большую типографию, которая просуществовала 60 лет и прославилась многими замечательными изданиями. Сведения, имеющиеся о нем весьма отрывочны. Жизнь Ивана Федорова и история книгопечатания на Руси неразрывно связаны. Иван Федоров сам отливал шрифты, был наборщиком, справщиком (корректором), сам рисовал иллюстрации и гравировал.
При Петре I московский печатный двор поступил в заведование начальника монастырского приказа, а типография находилась в заведовании справщика Фёдора Поликарпова.
В Петербурге в 1711 г. была основана первая типография. Были ещё типографии при сенате и Морской академии, печатавшие только указы царя, и при Александро - Невском монастыре, где печатались узаконения по духовному ведомству, проповеди Феофана Прокоповича и другие духовные книги.
В 1756 году учреждена типография при Московском университете, в 1757 году основана типография при Сухопутном кадетском корпусе, в 1759 году основана типография при артиллерии и фортификации, в 1761 году основана особая типография при сенатской для печатания книг, переводимых Волчковым, в 1762 году типография при военной коллегии. В 1763 году вновь открыта в Петербурге типография при Священном Синоде, просуществовавшая до 1767 года, а затем возобновлённая в 1774 году и существующая до настоящего времени. В 1775 году открылась типография при Горном корпусе, где печатались преимущественно драматические произведения императрицы Екатерины II.
Заведений печатного дела на 1 января 1897 г. в Российской империи было 1958.
Печатная книга в XYI веке и следующем столетии носила преимущественно духовный характер. Она заложила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Введение книгопечатания в России стало началом "новой письменности", "новой азбуки" и новой эпохи в истории книги.
Таким образом, появление на Руси книжного дела, поставило нашу страну в культурном отношении на высокий мировой уровень. Количество книг возросло, повысилось количество грамотных людей, открывались типографии, книжные лавки.